Лучшие фильмы года: 2020. Часть 1

 04 Янв 2021г.    12:32:33     458

Произошедшие события в 2020 году спутали все карты киноиндустрии. Премьеры переносились, фестивали отменялись, кинопрокат, который казался незыблемой и отлаженной системой, рухнул и по большому счету оправиться так и не смог. Но как водится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Огромное количество картин появилось в Интернете гораздо раньше положенного срока, у многих наконец-то появилась возможность посмотреть авторское и фестивальное кино, до которых раньше из-за блокбастеров руки не доходили. Я посмотрел в течение года 278 лент и могу с уверенностью сказать, за последнее десятилетие не было, пожалуй, киносезона лучше и насыщеннее, чем последние 366 дней. А те, кто твердит, что год был на фильмы неудачный, значит, просто не добрался до того, что стоило увидеть. Надеюсь, этот мой личный хит-парад лучших картин года хоть как-то поможет восполнить этот недостаток. По традиции я всегда составлял 2 списка, в один входили ленты прошлого года, до которых я добрался только год спустя (надо помнить, что многие картины появляются в российском Интернете, да и на экранах тоже гораздо позже других стран), во второй – соответственно, фильмы непосредственно уходящего года. Но коли у нас особенный год, то я решил составить общий топ, в который входят картины и 2019, и 2020 годов выпуска и разделить его на две части. Так что изучайте на здоровье и выбирайте для укрепления своего киноиммунитета, если ещё не посмотрели!
best-movie-1

50. Гипноз

Режиссёр: Валерий Тодоровский

О чём: Миша ходит во сне. Мама волнуется, мало ли куда он может уйти. Последняя надежда на известного гипнолога, общение с которым раскрывает глаза главному герою в прямом и переносном смысле.

Вердикт: 16 лет – прекрасный возраст. Когда ты уже испытываешь давление внешнего мира, но ещё в силах противостоять ему и не прогибаться под его правила. Когда невинность вступает в схватку с завышенным самомнением и ещё способно победить его. Когда ты познаешь первую серьезную влюбленность, открываешь в себе новые чувства и эмоции. Формируешься как личность, выбирая, что взять с собой в дальнейшую жизнь.

16 лет – ужасный возраст. Это время сплошь из разочарований, несложных попыток создать себе кумиров и тут же их легко сокрушающих. Это время, когда потери особенно чувствительны, а обман и лицемерие окружающих ранит гораздо сильнее, чем когда-либо. Да, наконец, это возраст, в котором ты уже не помещаешься на коленях у мамы, но так же по-прежнему нуждаешься в её любви и заботе. Фильм Тодоровского не вызвал никакого зрительского ажиотажа (оно и понятно, картина явно внезрительская, мало интересная широкому кругу, тут нет ностальгических всхлипов около Черного моря, каверов на «Нау» и обнаженных балерин вкупе с Дапкунайте), критики отреагировали на него довольно вяло – проходное кино. При этом за долгое время это лучший фильм когда-то самого стильного и имеющего несомненный хороший вкус российского режиссера.

49. Ещё по одной

Режиссёр: Томас Винтерберг

О чём: Экранизация переделанной гамлетовской фразы «Пить или не пить?» (впрочем, про «быть или не быть» здесь тоже есть), кстати, не дающая на него ответ. 4 учителя ставят на себе эксперимент, улучшает ли алкоголь уровень жизни и самочувствия. Учитывая работу, вполне себе адекватный эксперимент, молоко за вредность уже давно не вариант.

Вердикт: Кризис бытия, потеря прежнего ощущения жизненной энергии, скука и обыденная монотонность, убивающая азарт существования, - вся эта проблематика фильма, даже поданная Винтербергом, чего греха таить, довольно прямолинейно и несколько упрощено, в итоге уверенно хватает зрителя за жабры и вызывает чувство восхищения, напоминающее тот период состояния, когда выпил уже достаточно, чтобы почувствовать краски окружающей действительности, но ещё не столько, чтобы обещать тебе на завтрашнее утро похмелье. Кроме основного сюжета меня особенно привлекла в ленте линия, проходящая на втором плане, – взаимоотношения между поколениями, противопоставление тех, кто только вступает во взрослую жизнь, и тех, кто её уже сполна хлебнул, попытка проследить режиссером вот этот момент, когда кажется, что «всё впереди и весь мир у твоих ног», и состоянием прогибания под этот самый чертов изменчивый мир. 

48. Манк

Режиссёр: Дэвид Финчер

О чём: Голливудский скандалист и пьяница Манкевич уединяется в загородном доме в окружении бутылок и собственного таланта, чтобы написать свой величайший труд – сценарий «Гражданина Кейна».

Вердикт: Грандиозно, конечно. Эта стилизация, аутентичность старым фильмам и времени. О боже, Финчер даже воссоздал эти круги в правом верхнем углу экрана, предупреждающих о смене катушек в проекторе. Просто упоение для перфекциониста! Олдман отыгрывает, не щадя живота своего и на полную катушку таланта, Сейфрид вообще играет свою лучшую роль в жизни и, вероятней всего, уже не сыграет ничего лучше. Каждый кадр так выстроен, композиционно расставлен и искусно подан, что восторг, кажется, тебя сейчас захлебнет, и ты утонешь в совершенстве. Иногда этот фильм, правда, напоминает мешок золота, который приходится тащить на себе, превозмогая боль и утирая пот со лба. Но даже в самые трудные минуты пути осознание, что находится у тебя за плечом, доставляет радость и упоение.

47. Вперед

Режиссёр: Дэн Скэнлон

О чём: После не очень удачного магического ритуала к 2 братьям возвращается умерший отец. Неудачного – потому что вернулась только его нижняя часть. У главных героев есть время до рассвета, чтобы увидеть и верхнюю тоже, для чего им необходимо отправиться в дальнее путешествие.

Вердикт: По поводу конвейера, предсказуемости и заезженных схем. Вот ведь тоже привычные пути и установки – семейные ценности, поиски себя, не сказать что оригинальные герои, каких их мы только не перевидали, и привычная расстановка сил, когда второстепенные персонажи привносят оживляж, а основные раскрываются вполне себе предсказуемым способом. Привносит, конечно, оригинальные нотки то, что история эта имеет какое-то отношение к прошлому режиссера картины (не то, чтобы он путешествовал по Америке с отрезанными ногами своего отца, речь скорее идет о потере его в раннем возрасте), но в целом вроде довольно привычный и понятный продукт современной голливудской анимации. Но ведь смотришь на всё это и в какой-то момент уже не можешь контролировать свои эмоции. Плачешь, когда становится грустно, улыбаешься и смеешься, переживаешь и подскакиваешь в кресле в напряженные моменты. И вот как это объяснить? Ведь стандартная драматургия, использование привычных и уже не раз использованных методов. Только тем, что у кого-то это просто остается воплощением привычной схемы, а кому-то удается в неё вдохнуть душу и превратить в искусство.

46. Перед тем, как мы взорвемся

Режиссёр: Реми Сен-Мишель

О чём: Миру грозит конец. Натуральный. Апокалипсис. Но у главного героя есть куда более серьезная проблема – ему надо покончить с тем, что кажется для подростков самым страшным, – своей девственностью.

Вердикт: После обычных подростковых комедий, представляющих собой тонну приторной сладкой раскрашенной газировки, эта вещица из Канады вдруг оказывается глотком воды из артезианского источника. И ведь вся обычная тематика тут как тут – фильм начинается с того, что довольно упитанный и сложенный явно не как Ахиллес, а как те подростки, которые обычно комплексуют перед своими сверстниками в бассейне, порвал себе уздечку в ходе бешеной утренней дрочки, продолжается вписками, наркотиками и советами о сексе. Перцу всему этому придает атмосфера начала третьей мировой войны и угроза тотального уничтожения, но в общем, как оказывается, что вполне объяснимо, – проблемы подростков и решение этих проблем кардинально от этого не меняются. Удивительно, но совершенно абсурдная фантастическая линия угрозы военного апокалипсиса вдруг добавляет реальности и узнаваемости персонажам фильма, делает их более родными и близкими зрителю, и вся эта обычная для подростковых комедий о сексе гламурная наносная оболочка исчезает, оставляя обнаженный и искренний нерв.

45. Спаси себя сам!

Режиссёры: Алекс Хьюстон Фишер, Элинор Уилсон

О чём: Пока семейная пара решает свои психоаналитические проблемы совместного существования уединением в домике на островах, Землю захватывают инопланетяне. Помогут ли главным героям в борьбе с ними последние модели смартфона, и предстоит выяснить.

Вердикт: Пока все воют от восторга при просмотре довольно банальной и, если честно говорить, не очень изобретательной комедии «Палм спрингс», я вам посоветую, пожалуй, лучшую комедию этого года. Обаятельный оммаж фантастическим фильмам 80-х годов (тут даже главные злодеи инопланетяне немного напоминают могваев, а титры явно копируют шрифт лент подобного жанра 40-летней давности), при этом ироничная и неглупая презентация современного поколения миллениалов, в которых порочная любовь к гаджетам совмещается с человеколюбием и большим добрым сердцем. Режиссеры Фишер и Уилсон, относящиеся к этому самому поколению, защищают своих ровесников трогательно и мило. Мол, да, у нас есть недостатки, мы инфантильны, немного унылы, иногда чересчур нудны, порой наивны, не умеем рубить дрова и вместо уроков ОБЖ слушали инди-рок, но вообще мы люди хорошие, смекалистые и на помощь в трудную минуту придем, не сомневайтесь. Заразительно ржать вы, вероятно, при просмотре не будете, но легкая и добрая улыбка будет блуждать по вашей физиономии весь фильм.

44. Без отличительных черт

Режиссёр: Фернанда Валадес

О чём: Мать отправляется на границу Мексики и США на поиски своего без вести пропавшего сына. Потрясение ждет и её, и зрителя.

Вердикт: Магдалена («гражданка Мексики, 48 лет, не замужем, без образования, не имеет номер телефона, работает продавщицей») отправляется на поиски своего сына, уже даже не особо надеясь, что он жив, но хотя бы точно узнать, что мертв. Это путешествие поражает, не только эмоциональной эмпатией, сочувствием, но и ощущением, что смотришь какую-то мрачную футуристическую антиутопию: люди, целые автобусы с пассажирами пропадают, массовые захоронения, сожженные трупы, многие «без особых признаков», умирающие деревни с пропавшими жителями… И потом понимаешь, что это всё происходит пусть не здесь, но совсем недалеко (мир не такой большой, как можно его себе представлять) и сейчас. Мексика так существует, там проще «возьмите билет домой и уезжайте, или вы хотите чтоб и с вами так было?» Магдалена не сдается, она упорно идет к своей цели, через препятствия, благодаря людям, которые встречаются у неё на пути. В какой-то момент кажется, что эмоциональный накал ослабевает, авторы «передерживают» напряжение, но ничего подобного, они умело и верно подводят зрителя к оглушающему финалу, после которого сначала просто льются слезы. А потом задумываешься не только о силе человеческого духа, но и о его слабости.

43. Кот в стене

Режиссёр: Весела Казакова, Мина Милева

О чём: На выходцев из Болгарии, проживающих в Англии, сваливается куча неприятностей – скандалы с соседями, отсутствие работы, обвинения в непристойном поведении, да тут ещё кот залез в дыру в стене и не хочет вылезать.

Вердикт: Как просто, казалось бы, совсем незатейливо режиссерки умудряются показать жизнь современного Лондона через быт иммигрантов и обычных жителей города. Соседи интеллигентно обсуждают итоги Брекзита («сейчас я чувствую себя в родной стране иностранцем, меня просто сдавливает это ощущение «британскости»; «мы были в Европе и как показало время, ничего хорошего это нам не принесло»), кто-то мечтает получить ирландское гражданство, всплывает вопрос об иностранцах и, в общем-то, «болгары это нормально», не то, что албанцы – вот они селятся на чердаках, разжигают огни и едят белок. Все смеются. Семьи живут по разному – кто-то из-за пустяка устраивает скандал, соседка рассказывает, как её дочку изнасиловали на детской площадке, у кого-то ребенок инвалид, и видно с какой любовью и заботой к нему относятся – все эти мазки, черточки, сюжетные линеечки собираются в полотно, в котором можно узнать жизнь среднего класса в любой стране. Снято всё, как будто на видеокамеру, и часто кажется, что это отнюдь не художественный фильм, а документальное кино (неудивительно, Весела Казакова и Мина Милева снимали до этого неигровые фильмы) – документ нашего времени, эпохи и людей в ней существующих. Абсолютно безыскусное кино, от которого невозможно оторваться.

42. Лара

Режиссёр: Ян Оле Герштер

О чём: В день своего рождения главная героиня больше всего хочет встретиться со своим сыном, известным музыкантом. Тот ответным желанием не горит, и на это есть весомые причины.

Вердикт: В предыдущем фильме Яна Оле Герштера 27-летний Нико Фишер бродил по черно-белому Берлину, и это был один из самых пронзительных рассказов о поколении и времени. В картине, которую режиссер снял 7 лет спустя, 60-летняя Лора мотается по городу, и, может быть, актуальности в ней меньше, по сравнению с предыдущей, но вневременности в понимании людей и их психологии немного больше. Причем, кадр уже не без цвета – на дворе расцвет осени, времени года, когда уже ощущается предчувствие увядания, но пока деревья ещё величественно покачивают желтой листвой, а в дне явно чувствуется хрустальность, которая через какое-то время будет больше напоминать хрупкость. Как и в картине «Простые сложности Нико Фишера», всё происходящее в кадре довольно простое и понятное, нет никаких аллегорий и сложностей, но вдруг через какие-то детали, моменты поведения, мелкие случайности мы оказываемся свидетелем важного и очень ответственного разговора – в этот раз о самореализации, о вечной проблеме продолжения себя в детях, об амбициях и их удовлетворении. О том, что иногда проходишь мимо своего предназначения, а попытка имитации себя в ком-то ином приводит тебя к пустоте/одиночеству. У Герштера вновь получилось грустно-оптимистичное кино, которое кроме самых ярких эмоций вызывает явное желание, чтобы режиссер снимал всё-таки почаще чем 1 раз в 7 лет.

41. Вивариум

Режиссёр: Лоркан Финнеган

О чём: Молодожены принимают предложение поселиться в уютном симпатичном и, что самое важное для начинающей семьи и её бюджета, недорогом домике. Знали бы они, что квартирный вопрос испортит не только их, пожалуй, всё человечество в опасности.

Вердикт: Можно было бы просто посчитать этот фильм за банальную антиутопическую фантасмогорию о злобных инопланетянах, подкидывающих своих гуманоидов на воспитание бедным землянам. Но как мне показалось, режиссер Лоркан Финнеган сумел довольно злобно и с другой стороны саркастично-печально высказаться по поводу многих вещей. В первую очередь, о гендерном разделении в обществе и семье (поведение мужчины и женщины четко регламентировано, причем, явная ирония уже скользит в первых сценах, когда неплохой и добрый парень, хоронящий умерших птенчиков, с непобедимым самомнением требует уступить ему водительское место, потому что, ну, «баба за рулем» - вы сами всё знаете; дальше больше – в доме роли тоже подчеркнуто разделены – задача женщины насыпать хлопья с молоком в чашку, а мужика – бессмысленная, тупая физическая работа, которая кажется ему единственно правильным занятием, в отличие от поведения других). А во вторую, взгляд как на саму семью (непосредственно прямой и как бы со стороны), так и укорененные стереотипы о ней. Воспитание подкинутого младенца в принципе мало отличается от вообще распределения ролей в воспитании ребенка. Мать окружает любовью и заботой, даже несмотря на капризы и пакости, отец идет по обычному маскулинно-патриархальному типу «пусть мужиком вырастет». Здесь говорится и о том, как молодые свободные люди, хорошие и добрые, ломаются под грузом ответственности и принятии обязательств, о кризисе возраста и переходе во «взрослую жизнь», о том, что все несчастные семьи несчастны по своему, и ещё много о чем. Главное, чтобы удалось всё это рассмотреть под жанровой оболочкой и услышать за громким пронзительным криком инопланетного существа.

40. Клаус

Режиссёры: Серхио Паблос, Карлос Мартинес Лопес

О чём: Происхождение главного существа новогодних праздников по версии «Нетфликса».

Вердикт: Что-что, а рождественское настроение этот мульт создает блестяще, да и пару положительных эмоций даровать вполне ему по силам. Конструирование мифа о Санте Клаусе, в котором интересна даже не основная сюжетная линия (хотя версии авторов о том, как появились знаменитые «хо-хо-хо» и олени в упряжках довольно забавны), а мелочи и детали, придающие анимационной ленте целостность и объемность. И пусть в общем фильм не выходит из ряда духоподъемных и сентиментальных историй о перевоспитании заблудших душ и важности семейных уз, когда это сделано с такой любовью, добротой и безумным взглядом девочки с морковкой, отсутствие оригинальности ему прощаешь с легкостью.

39. Реликвия

Режиссёр: Натали Эрика Джеймс

О чём: Обеспокоенные мать с дочкой едут навестить бабушку, которая не выходит на связь. Старушка оказывается жива, но вот насколько она здорова, особенно психически, вызывает большие сомнения.

Вердикт: Эта австралийская картина идет уже по проторенной и обычной дороге фильмов-ужасов, которые за оберткой мистики и таинственного показывают обычные повседневные страхи, которые бывают у нас в жизни и которые нас преследуют. Начиная с ощущения вины, когда прерываешь связь со своими родными близкими, объясняя это занятостью, работой, ещё тысячей причин, заканчивая главным и самым страшным – когда в силу каких-то обстоятельств, тот знакомый и узнаваемый образ родного человека вдруг начинает меняться, будь то болезнь или девиации, связанные с возрастом. Отстраниться? Убежать? Или постараться принять то родное и любимое, что находится уже в совсем другой оболочке, незнакомой, пугающей, отталкивающей. Даже финал, который вписывается в обычные открытые финалы ужастиков, на мой взгляд, тоже вполне себе очевидная расшифровка вполне знакомого бытового закона, насчет «яблоко от яблони» и того, что, даже если ты очень сильно не хочешь быть похожим на своих родителей, от генетики и воспитания никуда не деться.

38. Китобой

Режиссёр: Филипп Юрьев

О чём: Простой, наивный чукотский парень влюбляется в вебкам-модель, призывно манящую его пальчиком с монитора. Отвечая на это приглашение, он решает добраться до Америки, где живет его любимая.

Вердикт: Фильм молодого режиссера Филиппа Юрьева обласкан премиями и наградами, автора хвалят российские мэтры, и оно понятно почему. Завернуть мрачную российскую действительность в фантик оптимизма и патриотизма и вывести формулу, мол, «дома всё равно лучше, чем во всяких этих Америках» - это сейчас то, что нужно российскому кинематографу, как минимум по убеждению Министерства Культуры. Причем и фильм-то снят добротно – с долей молодежного раздрая, от которого так и прет гормональной энергией, с этнической крупинкой, любую картину наделяющую любознательной привлекательностью, наконец, с трендовой темой о взаимоотношении реального и виртуального. Но, несмотря на весь этот оптимизм, как ни крути, всё равно «Левиафан» получается. Даже в благодушной сказочности финала ощущается явный привкус инфернальности - остается только один вопрос, с какого момента путешествие главного героя стало макабрическим? Умер он на лодке, оказался застрелен браконьерами или был убит американским патрульным. В любом случае, его возвращение домой – это путь в Валгаллу, где хорошо и спокойно может быть только мертвым.

37. 40-летняя версия

Режиссёр: Рада Бланк

О чём: Застрявшая в кризисе возраста и творчества известная некогда писательница решает заняться новым для себя делом – читать забойный рэп.

Вердикт: Режиссер Рада Бланк снимает фильм о писательнице Раде Бланк в исполнении актрисы Рады Бланк. 40 лет – это рубеж, после которого, в принципе, на человека перестают возлагать надежды и ждать от него чего-либо. Чего ждать то, жизнь уже прожита, пройдена – анабиозно ожидай старости. Рада Бланк, поначалу смирившись с подобным отношением, в итоге пытается доказать, что баба-ягодка всегда, и дело тут не в цифрах, так что она начинает сочинять рэп, ставит с подростками спектакль о сперматозоиде, прорывающемся к яйцеклетке, завязывает отношения с парнем на 15 лет младше себя, душит мерзкого продюсера и осознает, что, сколько бы тебе не было лет, на компромиссы с окружающим против себя и своих убеждений идти не стоит никогда. Всё это происходит в черно-белом Нью-Йорке, который снят и подан с такой атмосферой свободы и фри-стайла, который, пожалуй, в последний раз был во «Фрэнсис Ха» Ноа Баумбаха. Мотивирующее кино для всех тех, кто уныло считает, что после 40 лет жизни нет, ну и урок для тех, кто 40-летних сбрасывает со счетов. Ребятишки, мы здесь и мы лучше вас.

36. Лето'85

Режиссёр: Франсуа Озон

О чём: Первая любовь с прическами, куртками и атмосферой 80-х, которые не отпускают тебя, как хиты на дискотеке «Звёзды ретро».

Вердикт: Друг при разговоре сказал: «Если бы это была история с двумя разнополыми персонажами, то никто бы вероятно и не обратил на него такого пристального внимания, это же обычная история любви». И здесь есть два важных момента – когда мы доживем до тех времен, что фильм не будет оцениваться по наличию в нём однополых и разнополых персонажей, вероятно, тогда и наступит эра настоящей цивилизации, а второе – самое главное как раз в том, что да! Это просто история любви, о том, что переживал каждый (ну почти каждый) из нас. И каково это проваливаться в бездну чувств, рисовать себе совершенный образ человека, в которого влюблен, а потом разочаровываться в нём – знакомо многим. А каково это быть 16 летним – знакомо всем (кто этого возраста достиг, конечно). Давно Франсуа Озон не был таким легким и чувственным, напоминая плеск лазурного моря в прекрасный солнечный день.

35. Наркоторговец (Стойкая броня)/Calm with Horses (The Shadow of Violence)

Режиссёр: Ник Роулэнд

О чём: Дуглас, живущий в какой-то дыре в Ирландии, бывший боксер, тугодум, но с крепкими кулаками и железным лбом. Димфна, его дружок, проворачивающий какие-то сомнительные штуки, ещё пацан, но уже ставший «авторитетом», использует его как кувалду, для разборок с врагами. Одного из этих врагов надо убить.

Вердикт: Спортивные костюмы – тренд сезона. Гай Ричи в «Джентльменах» превращает их иронически в икону стиля, придавая атрибуту гламурный гоповской лоск, Ник Роулэнд возвращает им то, чем они на самом деле являются? – олицетворением токсичной маскулинности, криминальной безнадеги и нищеты, не финансовой, так духовной. Дополняя их сопутствующими атрибутами: разбитыми в кровь костяшками пальцев и проверкой «на слабо» для тех, кто должен соответствовать образу «настоящего мужика». Долг и честь. Выбор того, что для тебя важнее в жизни. Что такое настоящее мужество? Обычные вопросы для обычных криминальных драм, но у Роулэнда они звучат настолько яростно и проникновенно, что не удивляешься, почему фильм находится в главных номинантах на премию BIFA, и только порадуешься, если он эту премию получит.

34. Моя собака идиот

Режиссёр: Иван Атталь

О чём: Когда семейная жизнь опостылела, а дети вызывают разочарование, самое время завести собаку.

Вердикт: Начинаю отзывы на такие фильмы, как правило, словами: «То французское кино, которое мы любим», ну и действительно – отличная история, прекрасные актеры, выпуклые типажи, юмор и сентиментальность, достоверный быт, утраченные иллюзии и непреложные истины. Прекрасный пример того, как можно сильно и достоверно говорить о семейных ценностях и о любви через отрицание, и через депрессию, и через усталость, и через неурядицы, и через обычную жизнь. В этой жизни, конечно, есть проблемы, но в ней есть и то, что ты любишь, и кто любит тебя. И это главное. А значит, к черту этот Париж, когда есть Рим.

33. Его дом

Режиссёр: Реми Уикс

О чём: Беженцы из Южного Судана, семейная пара, наконец-то, получают возможность уехать из эмиграционного центра в Лондоне и поселиться в специально выделенном им доме. Через некоторое время из стен начинают вылазить трупы во главе с погибшей при путешествии дочкой, глава семьи начнет потихоньку сходить с ума, а его вторая половина смотреть на это всё холодными и печальными глазами и мечтать вернуться домой.

Вердикт: Фильм продолжает череду произведений, в которых идеально уживается экзотический восточный колорит, британская стильность и социальный аспект. Несколько лет назад картина «В тени» стала, пожалуй, флагманом этого направления, «Их дом» занял одно из основных мест в фарватере. Скрещивание «Огня в море», «Атлантики» и любого ужастика о потустороннем зле в жилище дает необходимый результат – тебе увлекательно, страшно, захватывающе и в то же время реалии современности не дают забыть о том, что они иногда кошмарнее любого, самого ужасного монстра. Когда же фильм из смеси экзотического ужастика и социальной драмы ещё и проявляет черты психологического триллера о жажде жизни и о том, на что может человек пойти, чтобы спастись, становится ещё интереснее и значимее.

32. Магия зверя

Режиссёр: Доминик Молль

О чём: Замужняя женщина, социальный работник, влюбляется в своего подопечного, парня-аутиста, который, в свою очередь, не может разлюбить умершую мать и вообще испытывает нежные чувства к мертвым женщинам (с ними ведь гораздо проще, чем с живыми, не будете отрицать). Когда-то бывшей живой эту мертвую женщину любила молодая официантка, бросившая работу и дом и поехавшая вслед за ней, потому что не могла по другому. Эту официантку в он-лайн формате любит муж того самого социального работника, а «любовь» эту ему дарит по другую сторону экрана компьютера бедный чернокожий парень, до сих пор любящий мать своего ребенка, которую любит богатый француз.

Вердикт: Конечно, это фильм в первую очередь про любовь. И её отсутствие. И её безответность. Причем, не стоит раскрывать все карты сюжетных хитросплетений, «вскрывать колоду» по ходу действия чрезвычайно интересно. И в козырях конечно «червы», которые, правда, иногда не могут побить «пики», черные сердца, не способные ответить взаимностью. Финал может только с одной стороны выглядит как некий анекдот, на самом деле, человека легко сделать счастливым, не разочаровывая его в иллюзии. В том, что он себе напридумал и во что поверил – в то, что он кого-то любит.

31. Думаю, как всё закончить

Режиссёр: Чарли Кауфман

О чём: Девушка едет знакомиться с родителями своего парня. Она бедная не знает, что её ждет. Но даже то, что случится с ней, не сравнится с тем, что ждёт зрителя при просмотре этой картины.

Вердикт: Пока вся кинообщественность разбирается в хитросплетениях нового фильма Нолана, известный артхаусный затейник Чарли Кауфман выпустил картину, которая в сравнении с «Доводом» будет выглядеть как сложнейшая формула квантовой физики рядом с математическим примером из учебника для 1 класса. В «Думаю», в общем-то, ничего нового для Кауфмана – сплетение и столкновение временных пластов, параллельных вселенных, реального и воображаемого. Добавилась только ещё жанровая мешанина, начиная от триллера и фильма ужасов, заканчивая мюзиклом, причем, иногда это выглядит в подаче режиссера саркастической пародией. Но здесь он доводит всё до апогея, до головокружительной высоты. До зрительского бессилия осознания невозможности сложить одно с другим и попытки пошедшей на второй десяток интерпретации увиденного. Можно брать любую сцену, крутить её как кубик-рубика, пытаться сложить сторону в один цвет, но тогда все остальные грани оказываются точно с нарушенной цветовой гаммой. Есть ли у Кауфмана объяснение на всё? Возможно, есть. Делает он что-то для того, чтобы зритель, хотя бы максимальной попыткой логики (включающим и интуитивный путь) во всем разобрался? Нет. Но от этого ещё интересней.

30. Откуда ты родом?

Режиссёр: Бассам Тарик

О чём: Нью-йоркский рэпер приезжает перед началом своего турне в гости к родителям в Пакистан, где попадает в больницу. Учась заново ходить после диагностирования аутоиммунного заболевания, он пытается разобраться, насколько далеко оторвался от своей Родины, семьи и культуры, представляет ли это для него сейчас какую-то важность и должно ли оно вообще представлять в нашем современном мире.

Вердикт: Этакий трип на пути самоосознания с вопросами потери и обретения своих корней и противостоянии мультикультурализма и национальной идентичности. Поначалу в рваном ритме и психоделических образах теряешься, в какой-то момент обилие экспрессии, льющейся с экрана, тебя начинает немного раздражать, но в итоге фильм оказывается чувственным и очень искренним рассказом, с вопросами, которые мы не раз задаем сами себе. Интересно, что самые пронзительные сцены, позволяющие ощутить духовную близость с героями и фильмом, обычно связаны с физиологическими моментами: сценой мастурбации или когда местом действия оказывается туалет – это, наверняка, не случайно, потому что, если говорить о человеке, о его происхождении, о его образе, то физиология никуда не денется от психологии, и только вместе они будут составлять единое целое.

29. Отверженные

Режиссёр: Ладж Ли

О чём: Коррумпированным полицейским приходится несладко, когда против них восстает самая грозная и мощная армия, которая может существовать, – подростки квартала, который они патрулируют.

Вердикт: Давно не видел такой диаграммы тестостерона на экране. Его просто необходимо показывать в медицинских университетах. Не знаю, что там насчет лютеинизирующих и фолликулостимулирующих гормонов, но влияние тестостерона на поведение, принятие решений, общение в социуме человека здесь просто образцово показано. Вот это хождение вразвалочку, вот эти секс-шуточки постоянные, вот эта демонстрация себя как крутого самца, с рыком, всем своим внешним видом показывающего – посмотрите, какой я маскулинный и мощный. Ладно, подростки, у них скачки гормонов ещё только начались, они, конечно, проявляются и гневом, и агрессией, и максимализмом, но в силу возраста с этим просто невозможно справиться. Но взрослые мужики в этом мире отсутствия эстрогенов – зрелище насколько страшное, настолько смешное. Ну и избыток тестостерона не может не привести к печальным последствиям – будь то драки, насилие и безрассудность действий. Социально напряженное (даже сопряженное кино) и при этом медицински показательное. То, что доктор разума прописал.

28. Обожание

Режиссёр: Фабрис Дю Вельц

О чём: Познакомившись с милой девочкой, пациенткой психиатрической клиники и убедившись, что она попала туда по ошибке, Поль помогает ей бежать, отправляясь в путешествие на поиски дедушки своей новой подружки.

Вердикт: О таких фильмах принято писать, что это «история о взрослении», «вступлении во взрослую жизнь», «потери невинности», что не совсем верно. Ну да, Поль в том возрасте, когда уже вторые половые признаки появились, но они его смущают только в отношениях с инцестуально настроенной матерью, в которых он чувствует неловкость и не понимает, что делать, – поэтому ему проще с совятами, птенчиком и природой, с которой всё просто и понятно. Становится ли встреча с Глорией для него новым этапом своего взросления? Да нет же. Он помогал птенчику выжить, он так же приходит на помощь девочке с невинно широко распахнутыми глазами, которая подвергается притеснениям и пыткам. Он добрый, наивный, искренний. Он не может поступить иначе. Всё, что происходит, это не взросление, это поиск ответа на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?», который, как вы помните, задавал крошка-сын.  «Афиша» очень правильно написала в связи с этим фильмом, что если бы сериал «Конец ёбаного мира» не занимался заламыванием рук, то он был бы похож на «Обожание». Я прибавлю ещё к этому, что уже давно не помню такого, чтобы слова «Я буду любить тебя вечно» звучали как приговор. Скорее всего, смертельный. И от него не только мурашки по коже, но и волосы дыбом.

27. Уроки фарси

Режиссёр: Вадим Перельман

О чём: Анекдотичная история про еврейского паренька, выдавшего себя за араба и, чтобы спасти свою жизнь, выдумавшего несуществующий язык, которому обучал немецкого офицера, помещен в совсем неанекдотичную среду, в заведение с надписью «Каждому своё» на воротах.

Вердикт: Вадим Перельман начал блестяще – «Дом из песка и тумана» с запредельно великолепной игрой Кингсли был настолько мощным дебютом, что казалось, мы получили режиссера, который будет формировать кинематограф будущего, тот его самый трудный раздел, в котором авторское высказывание необходимо уложить в привлекательную для зрителя форму. Но потом с ним что-то случилось, фильмы выходили неудачные (он даже умудрился скатиться до одной из частей «Ёлок»), сериалы не спасли, и вот наконец возвращение того самого раннего Перельмана, которого мы все полюбили. Режиссер не выдумывает колесо, он расставляет акценты как надо – заключенных жалко, фашистов ненавидишь, за главного героя переживаешь. Драматургия здесь немного форсирована и коммерческий лоск есть (или выверенная профессиональная добротность, называйте, как хотите), но всё это работает, а значит, победителей не судят. Автор четко, внятно рассказывает историю, доводя её до эмоционального катарсиса, который не переживёт только бесчувственное бревно, и при этом фильм образчик крепкого, профессионального кинематографа с хорошими актерскими работами.

26. Ширли

Режиссёр: Жозефин Декер

О чём: Известная писательница в жанре ужасов Ширли Джексон (мизантропка и невротичка, стерва и просто невыносимая особа) пишет свой новый роман. Её вдохновляют история, приключившаяся в родном городке (в местном университете пропала студентка), собственные приступы агорафобии и прелестная соседка, молодая жена помощника мужа, профессора того самого университета.

Вердикт: Как рождается вдохновение? Что на него влияет? Люди, обстановка или только то, что скрыто в тебе самом: твой характер, убеждения, неврозы, ощущения, страхи? Жозефин Декер в своем ретро-триллере (на самом деле, ничего как такового от жанра «триллер» в фильме нет, но обозначение очень четкое – потому что поёживаешься даже от взгляда Элизабет Мосс, не говоря уже об атмосфере дома, где происходит всё действие) пытается исследовать этот феномен. Как и предыдущая работа «Мадлен Мадлен», этот фильм замешан на психопатологических и эмоциональных категориях, в нем, может быть, меньше лихости и свободы дебюта, но куда больше творческой степенности и основательности, вследствие чего «Ширли» уже сейчас называется одним из главных претендентов в «Оскаровской» гонке. И не сказать, что не по праву.


0


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать