Лучшие фильмы года: 2020. Часть 2

 05 Янв 2021г.    11:01:52     305

Вторая, и для кого-то наиболее важная, часть лучших фильмов года, ведь в ней картины, занявшие места с 25 по 1-е
best-movies-2

25. Должно быть, это рай

Режиссёр: Элиа Сулейман

О чём: Палестинец с удивленным и растерянным взглядом путешествует по миру. Ну, просто мир такой, глядеть на него можно только удивленно и растерянно.

Вердикт: За весь фильм главный герой в исполнении самого режиссера Элиа Сулеймана говорит всего 4 слова: «Я из Назарета. Палестина», всё остальное время он смотрит на окружающий мир с удивлением, с неловкостью и абсолютно молча. Причем, в мире этом много странного и интересного, вызывающего вопросы, а иногда заставляющего недоуменно разводить руками, ну или смириться с абсурдностью и принимать как должное всё: будь то священник, вышибающий двери храма ногой, прекрасные девушки, неспешно шагающие по Парижу, сосед, срывающий лимоны с дерева, растущего на твоем участке, или Гаэль Гарсия Берналь, встретившийся в фешенебельном нью-йоркском офисе. Режиссер берет разрозненные кусочки со своими наблюдениями, какими-то бытовыми моментами, складывает их друг с другом – и о чудо! У него получается сложенный паззл, общее полотно, которое выпукло и фактурно вырисовывается из мелких деталей, казалось бы, ничем друг с другом не связанных событий, людей, эмоций и молчания. И это умно, очень смешно (порой сквозь слезы) и чрезвычайно увлекательно.

24. Король Стейтен-Айленда

Режиссёр: Джадд Апатоу

О чём: Скотт 24-летний оболтус. Не любит работать, обожает валяться на диване, курить травку и жить по принципу «сегодняшнего дня», не особо задумываясь, что будет дальше. Но тут парня встретила славная, дружная семья пожарных, ну и можете представить, чем всё это обернется в финале.

Вердикт: Джадд Апатоу снял прямо-таки классический «роман воспитания». Некогда переполошивший жанр комедии, ставший на короткое время законодателем мод и одним из самых культовых режиссеров современности, после того, как пропал на некоторое время, возвращается с фильмом в лучших традициях соцреализма о том, как «трудного» члена общества перевоспитывает большая дружная семья пожарных и он становится полезной единицей. Конечно, он использует модные понятия инфантилизм и прокрастинация, конечно, у него есть травка и секс – но в целом это прямо-таки «Республика ШКИД». Этот фильм – некий взгляд бумера на миллениалов (очень напоминающий знаменитую фразу Агнессы Ивановны из «Курьера»: «Я смотрю телевизор и хорошо знаю современную молодёжь. У нас замечательная молодёжь», да и позиция главного героя до боли напоминает знакомое: «Мы перебесимся, и будем такими же, как вы»). Конечно, воспитательный посыл и некая доля назидательности (особенно в живописании инфантилизма и беспомощности нынешней молодежи, Скотт, даже когда его жизнь кардинально пытаются переделать, может только обиженным голосом сказать: «Мне это не нравится», даже не попытавшись воспротивиться переменам) в нем есть. Пусть немного всё это напоминает экранизацию отрывков из стэндапа, но, черт возьми, фильм действительно бьёт в точку и является узнаваемым слепком среды современных миллениалов. Ну а то, что финал немного приукрашенный – так кино на то и искусство, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное» и наставлять на путь истинный подрастающее поколение.

23. Дождливый день в Нью-Йорке

Режиссёр: Вуди Аллен

О чём: О том, что своего человека в Нью-Йорке можно найти только под дождем. Главное, чтобы вы оба любили под ним гулять.

Вердикт: Чистый бриллиант, прикосновение к которому отдается волнами восхищения по всему телу. После просмотра очередной городской, нью-йоркской истории Вуди Аллена, чувствуешь, что как будто сам пошатался по Манхэттену, походил по музеям, промок под теплым дождем, прогулялся по парку и назначил свидание под часами. А вот этого чувака, кудрявого, с физиономией скучающего романтика-интеллектуала и с замашками богача-сноба, я точно знаю. Видел его на прошлой неделе, или на позапрошлой… Общались, болтали. Я даже помню его запах пиджака, после того, как он промокший на улице зашел в дом. Легкая сырость, смешанная с опьяняющим ароматом юношеского азарта и самомнения. И с той блондиночкой мы пересекались. Глупенькая, но красивая. Взбалмошная, но милая. И, между прочим, я так же, как она, не очень люблю дождь. Слякоть эту. Нью-Йоркскую. В этой истории растворяешься, с этими героями сближаешься, этот мир становится не выдуманным на экране, а на полтора часа твоим собственным, знакомым, располагающим к улыбке и хмурости, к беззаботности и небольшому стыду.

22. Пусть говорят

Режиссёр: Стивен Содерберг

О чём: Известная писательница едет на пароме из Америки в Англию на вручение премии, в компании со старыми подругами и племянником.

Вердикт: Содерберг не сдержал свое обещание и не ушел из кино, и за это ему огромное спасибо. Иначе мы бы лишились вот таких вроде негромких, небравурных, но теплых и проникновенных премьер года. «Пусть говорят» - это Вуди Ален без его психоаналитических неврозов, это Уэс Андерсон без излишних гротеска и эквилибристической эксцентрики. Зато с теплотой, любовью к своим героям и какой-то правдой, довольно неказистой, обыденной, но «извините, у нас другой нет» жизни, которой пропитан каждый кадр. Эти 2 часа ты чувствуешь себя абсолютно своим в  компании героев, может, не на правах родственника и друга, но внимательного наблюдателя, оказавшегося рядом. Поэтому финал, насколько ожидаемый, настолько и выбивающий тебя из привычного состояния легкой улыбки и благодушности, кажется тебе ужасно несправедливым, поэтому и прощаешься с персонажами с сожалением и горьким ощущением, что никогда больше не увидишься с теми, кто стал тебе близок и понятен. Самое негромкое кино года, которому громче голос, чтобы его полюбить и не нужен.

21. Женщина, которая убежала

Режиссёр: Хон Сан-су

О чём: Героиня ходит в гости, встречается с подругами, ведутся странные разговоры о кошке и надоедливых любовниках, случаются встречи с людьми из прошлого. Ничего особенного так то.

Вердикт: «Ну и что?», - подумал я в недоумении на финальных кадрах. Отчего такой шум и первые места в самых престижных кинорейтингах? А потом в течение суток у меня в памяти всплывали кадры из фильма, диалоги, эмоции… Это больше не о том, что ты видишь, а о том, что ты можешь прочувствовать и почувствовать. И если потом ты поймешь, что это сопряжено с тобой, с твоими ощущениями и воспоминаниями, вот тут и рождается связь с картиной. Это о том, что прошлое по-прежнему контролирует твою жизнь. Что ты пытаешься обмануть себя, убедить, что не зависишь от него, и совершаешь все свои действия и поступки вне зависимости от оставшегося позади, но, на самом деле, только благодаря ему. Это о том, что постоянно озвучиваешь чужие мысли, в которые хочешь поверить, и для этого тебе нужно подтверждение от других. Это о том, что завидуешь бездомной кошке, которую не бросят, и о том, что завидуешь людям, не нуждающимся в любви. Это о желании быть внешне благородной и беззаботной, несмотря на все скопившееся внутри, и показать, что тебе кто-то совершенно не нужен, когда на самом деле всё наоборот. Это о попытках обмануть себя. В общем, это о прошлом, от которого ты постоянно хочешь убежать, но оно тебя никак не отпускает. И никто лучше, проникновеннее и честнее Хон Сон Су в этом уходящем году об этом не сказал.

20. Венди

Режиссёр: Бен Зайтлин

О чём: Сказка о мальчике, который не взрослеет (привет, Питер Пэн!), о его верной подруге и о том, что ты остаешься ребенком, пока веришь и не допускаешь к себе печаль.

Вердикт: Да, иногда это выглядит наивно, иногда режиссер оставляет несколько секунд действия, которое при монтаже лучше было бы убрать - юные актеры не знают, что играть, взрослые растерянно молчат. Порой всё это кажется чересчур простым, но от этого не становящимся менее правильным и менее проникновенным. Самое главное, ты чувствуешь и подпитываешься разлитой в воздухе фильма беззаботностью и свободой той поры, когда всё было простым и понятным, и ещё главнее, что после просмотра не задаешься вопросом: "Куда уходит детство?", а принимаешь ответ: "Взросление - это необычайное приключение, в которое отправляешься". Понятное дело, что автор тебя утешает, но хотя бы за это ему остаешься чрезвычайно благодарен.

19. Раскрашенная птица

Режиссёр: Вацлав Мархоул

О чём: Однажды утром Йоска обнаруживает свою бабушку мертвой. Покидая загоревшийся дом, он отправляется в путешествие по миру, который любые круги ада заткнет за пояс.

Вердикт: Уже первые 5 минут вводят зрителя в шоковое состояние. Мальчишки отнимают у убегающего ровесника какую-то зверушку, поджигают её и тот бессильно плачет, наблюдая за вертящимся и визжащим комком пламени. Потом, роняя слезы, хоронит её в собственноручно выкопанной могилке. Столкновение с неоправданной, бессмысленной жестокостью окружающего мира произошло. Но это было только начало инициации. Без малого два с половиной часа мальчишка проходит через все мыслимые жестокости, извращения, предрассудки, глупости, страхи, условности, которые может представлять из себя окружающая действительность. Вся людская грязь и мразота, которой можно было только коснуться. Если брать самый близкий пример по степени и уровню воздействия, то это будет «Маленькая жизнь» Янагихары, которая взвинчивает и оглушает эмоционально читателя, обрушивая на него гиперболизированные и стократувеличенные ситуации, доводит градус происходящего до максимума и не останавливается на этом. Это такой антиобряд взросления (а может, наоборот, актуальный урок жизни?), когда внушаемый принцип «Око за око, зуб за зуб» превращает тебя в убийцу, когда жажда жизни заставляет тебя вытирать сапоги фашисту, на которые только что плюнул другой. Его застрелили – ты остался жив. Не быть птицей с крыльями, выкрашенными краской – потому что ты тогда станешь изгоем, тебя выбросят из стаи, заклюют насмерть. Выстоять. Мимикрировать. Скрываться. Выжить. Но главное, при этом не забыть своё имя. Может быть, тогда ещё будет надежда, что всё в жизни станет лучше.

18. Моп

Режиссёр: Лукас Хейне

О чём: 2 незадачливых порноактера пытаются пробиться на вершину славы с помощью своей дружбы и членов.

Вердикт: Фильм режиссера дебютанта Лукаса Хейне помещает обычную историю о дружбе, доверии, взаимовыручке, семейных ценностях в струю порноиндустрии, и все эти банальные и привычные вещи вдруг приобретают совершенно другой вес и окрас. Нет, они не обесцениваются, они скорее становятся более выпуклыми, о них можно рассуждать в совершенно другом ракурсе, рассматривать под другим углом, что псевдоморалистов может оттолкнуть, но эта картина и не для них. Такие люди, как главный герой Стив, могут верить в дружбу, называть кого-то своим «братом», но в мире, в котором главный только он и его эго, в конце концов, никаким обычным жизненным ценностям места не остается. Если придет момент мстить за свою никчемность, за свою жалость и неудачу, они начинают как раз таки с самых близких – так проще, удобнее, так вернее добиться успеха. Бойтесь тех, кто не осознает своей никчемности, – они гораздо страшнее обычных мерзавцев.

*Моп 1) человек, долгое время находящийся в подавленном состоянии

2) низкооплачиваемый порноактер, готовый на самую грязную работу

17. Суд над чикагской семеркой

Режиссёр: Аарон Соркин

О чём: В Америке 1968 года, как и в России 2020, участников демонстраций и митингов против действия правительства и власти тоже арестовывали и сажали в тюрьму.

Вердикт: Я давно не смотрел с таким неослабевающим интересом, с ни на минуту не пропадающим вниманием, с волнением и эмоциями двухчасовое кино. Я давно не наслаждался такими выверенными диалогами, отличной актерской игрой, явно выраженными нравственно прописанными идеями. Это очень правильная по форме и посылу лента. Очень важная по своему содержанию и очень нужная нашему времени. Соркин выдает двухчасовой мастер-класс, и за технику, и за артистизм получает заслуженные 6,0. Чемпион обязательной программы киногода однозначно.

16. Адам

Режиссёр: Марьям Тузани

О чём: Персонажей здесь всего 3 – мать с дочкой и беременная девушка, которая оказывается в их доме. Семья на время приютила её у себя. Героини помогают в итоге друг другу – хозяйка дома спасает и мать, и ребенка, та вытягивает приютившую из психологической ямы после смерти мужа.

Вердикт: «Мой сын спросил: «Про что фильм?», я просто ответила: «Про жизнь», - рассказала мне подруга. Это очень простое кино. По форме и по содержанию. Камерное. На экране всё очень обыденно – персонажи стряпают какие-то местные блюда на продажу, вместе ужинают, разговаривают, слушают музыку. И вот за всеми этими простыми действиями – вместе руками месить тесто, кричать друг другу «Спокойной ночи» из разных комнат, танцевать под восточные песни вдруг распахивается бездна притягательного, чувственного и живого, от которой испытываешь эмоции куда сильнее, чем при просмотре навороченных драм и головокружительных экшнов. Мы начинаем забывать, что вовлечение, эмпатию в кино можно вызвать не только затейливыми или закрученными сюжетными поворотами, а просто искренней настоящей любовью и обычными человеческими ценностями: добротой, сердечностью, заботой. «Потрясающий фильм», - сказала та же подруга. И я даже больше ничего добавлять к этому определению не буду.

15. Это не Берлин

Режиссёр: Карлос Сама

О чём: Они ходят по ночным клубам, участвуют в странных перфомансах, пробуют наркотики и экспериментируют с сексуальными отношениями. Когда всё это делать, если не в то время, которое называют быстро проходящим недостатком?

Вердикт: Во время просмотра наверняка многим будет вспоминаться другой знаковый мексиканский фильм про подростков и обретении себя «И твою маму тоже», и здесь интересно, как меняется позиционирование проблем самих режиссеров со временем. Случайно переспавшие друг с другом близкие друзья из фильма Куарона, настолько болезненно и остро для своей маскулинности восприняли сие событие, что даже через несколько лет случайно встретившись, не осмелились смотреть друг другу в глаза. В фильме режиссера 21 века на признание друга, что ему нравятся мальчики, следует ответ: «Ты мой брат». Два парня идут по улочке Мехико, улыбаются при встрече ликующих футбольных фанатов. Детство уже прошло. Взрослая жизнь ещё впереди. Странный возраст, странное время, но тем оно и прекрасно.

14. Маленькие женщины

Режиссёр: Грета Гервиг

О чём: Жили-были 4 сестры. Старшая умная была дивчина, впрочем средние и младшие были вовсе не не так и не не сяк, ну а дур вообще среди них не было. Каждая ковала своё счастье, как могла, и как позволяла историческая среда.

Вердикт: От костюмных экранизаций всегда ждешь хотя бы 2 вещей – чтобы они не отдавали запахом нафталина, и с одежды их персонажей не сыпалась бы вековая пыль. А когда к этому вдруг получаешь актуальную повестку дня, очень бережно, аккуратно и при этом талантливо вписанную в ткань повествования, которого может быть это и не предполагала. К сожалению, не читал роман, но, как мне кажется, настолько выпукло и явно феминистская идея о предназначении женщины в книге Олкотт не была подана, как в ленте Гервиг. Эмоциональную историю любви и отношений, которые примеряешь на себя и свои чувства. Живых и вызывающих доверие героев, за которыми интересно наблюдать, переживать и в итоге вместе существовать в течение экранного времени, то понимаешь – фильм удался. Давно не получал такого комфортного и эмоционального удовольствия от просмотра костюмного фильма.

13. Глотай

Режиссёр: Карло Мирабелла-Дэйвис

О чём: Когда ты живешь в идеальном доме, с совершенным мужем, окруженная сверкающей чистотой так и хочется порой затолкать в глотку что-нибудь острое, особенно, если при этом ещё и беременна.

Вердикт: Обожаю обнаруживать вот такие тихие шедевры. Это можно посчитать историей о взбесившейся на фоне токсикоза беременности скучающей домохозяйке, но фильм гораздо важнее и серьезнее - о контроле, о потере своего "я" и его обретении, о внутренних демонах, особенно о тех, которых на самом деле нет. И невероятная стильность, и прекрасная Хейли Беннетт в главной роли, и до тошноты стерильные, и отполированные интерьеры, которым так идет кучка грязи и пятно крови на блестящей ровной поверхности. И важная финальная сцена, когда смотришь на женщин выходящих из туалетных кабинок и задумываешься о том, насколько могут быть все разные и у каждой есть своя, личная история.

12. Молочные зубы

Режиссёр: Шеннон Мерфи

О чём: Всё было бы по-другому, если бы отец главной героини не был психологом, мать не сидела на транках, а у неё самой не было бы смертельной болезни и у неё до сих пор, несмотря на подростковый возраст, не росли молочные зубы. И ещё, если бы она не встретила обалдуя наркомана, в которого влюбилась. Но всё есть как есть.

Вердикт: В этом австралийском фильме есть что-то от «Красоты по-американски», этапного фильма о буржуазной жизни семьи конца 90-х, почти 20 лет прошло, а во многом всё осталось так же – и в ощущении от жизни, и в ощущении от себя, но ещё больше в нём от песен Земфиры – начиная с «Искала» (впрочем, главная героиня особо и не искала, Мозес ворвался в её жизнь вихрем, когда она по привычке стояла на вокзале в ожидании своего поезда, скучно смотря в никуда) до простой, но поразительно понятной строчке «как ты выглядишь в этой нелепой шапочке» - здесь правда не шапочка, а гоповские шорты и часто расширенные зрачки, но безумно обаятельные глаза. Чем похожи? Точной формулировкой, щемящей печалью и свободой. Молочный зуб – как метафора невинности, в конце концов, выпадает. Прощание с детством произошло, обычно в этом случае говорят – впереди взрослая жизнь со своими сложностями и ответственностью. Но не здесь. Про подобное (сложность и ответственность) существует куча других фильмов, этот скорее про: «Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть». И знак бесконечности, да, в какой-то мере разгадан.

11. Первая корова

Режиссёр: Келли Райхардт

О чём: По синопсису история о чуваках, кравших молоко (!) коровы, чтобы стряпать печенье. Что может быть менее захватывающим, чем этот сюжет?

Вердикт: Я вас уверяю, это одна из самых увлекательных и обаятельных картин года. Даже обычная несколько отстраненная и холодноватая в подаче режиссерская манера Келли Рейнхардт идет здесь на пользу. Ощущаешь, как за этой отстраненностью и сдержанностью есть что-то большое, теплое и мягкое, как бок коровы, когда ты уставший прильнул к ней в хлеву. С атмосферностью и временной аутентичностью (середина 19 века в Америке, пора «Покорения» и «золотой лихорадки») – и эта отстраненность и холодность вполне времени соответствует, но, на мой взгляд, лучшее что есть в фильме – это показ эволюции чувствительности и отношений. Потому что в мире не только техника и науки развиваются, это касается и отношений между людьми. В пору, когда дружба между мужиками, это драка по любому поводу или выспренная чопорность при распитии напитков, повар по прозвищу «Печенька» чувствует и понимает, что можно общаться по другому, что можно проявлять эмпатию, не предавать и не бояться быть близким и необходимым – он кажется вообще не из этого мира, не из этого времени, он ему не подходит, он кажется в нем чужеродным, Идет, конечно, иногда на поводу вдруг появившегося в его жизни китайца, но вероятно больше из чувства солидарности, чем из за слабости и неуверенности. Китаец, что удивительно, поначалу вполне окружающей поре подходящий, для него жизнь это фарт и умение ловко избегать расплаты за содеянное, вдруг со временем тоже начинает меняться, понимать, что между людьми может быть не только обман и попытка доказать, кто ловчее и изворотливее. В один момент между предательством и пусть бесполезной, но поддержкой он выберет второе. И ты поймешь – что вот так, из таких шажочков, из таких действий и вот таких «Печенек» с китайцами появляется понятие «человечность», однокоренное слову «человек».

10. Маттиас и Максим

Режиссёр: Ксавье Долан

О чём: Два друга при съемках фильма по сценарию должны поцеловаться. Совершённое это действие неожиданно всё меняет и в их отношениях, и в них самих.

Вердикт: Если кратко сформулировать: я люблю в этой жизни свою маму, друзей, кота и фильмы Ксавье Долана. Этого в общем достаточно чтобы не чувствовать себя полным ничтожеством. Долан конечно поразителен. То, что у других бы представлялось верхом пошлости или чрезмерной сентиментальности – ну как то капли дождя по стеклу и в десятый раз обращение к теме сына с матерью, у канадского уже не мальчика-вундеркинда, но мужа-профессионала выглядит абсолютно естественным, нужным и бьющим в необходимые и правильные точки. С фильмами и героями Долана, когда он не собирается доказывать миру, какой он классный режиссер, а снимает о том, что его волнует, живешь как с воздухом, вдыхая полной грудью, иногда закашливаясь от примесей или испытывая приступы духоты, но в любом случае, то, без чего в принципе не сможешь существовать. Тематика картины в какой-то мере продолжает направление недооцененного фильма Тыквера «Трое», призывавшего уже 5 лет назад уходить от детерминантности любви, но Ксавье привносит в эту тематику рассуждения о природе дружбы, о границах принятия себя и друг друга и делает это как всегда вроде бы наотмашь, но в то же время чутко, тонко и эмоционально достоверно.

9. Бог существует, её имя - Петруния

Режиссёр: Теона Стругар Митевска

О чём: Дернул же черт прыгнуть жительницу затхлого македонского городка в воду, чтобы принять участие в ежегодном соревновании по добыче святой реликвии - креста. Она выиграла, но сказать “слава Богу” не успела, потому что возмущенные мужики, обиженные, что впервые победа досталась не им, решили показать где место бабы по их мнению.

Вердикт: Честное слово, смотря на эту может быть в чем-то слишком гиперболизированную и немного утрированную картину, но при этом настолько мощную, эмоционально пробирающую и вызывающую ненависть, страсть, сжимание кулаков и слезы в глазах – так вот, честное слово, хотелось связывать всех токсичных упырей кричащих о «фемках», истинном предназначении мужиков и баб и считающих себя защитниками патриархата и гнилой, скомпрометировавшей себя во всем, кроме их тупого разума системы, садить перед экраном, подпирать глаза прищепками как герою фильма «Заводной апельсин» и насильно показывать эту ленту. И соответственно после просмотра проводить эволюционный отбор. Остались мозги, понял, про что кино и ошибочность своих суждений, – добро пожаловать в мир разума, любви и совершенства. Если по-прежнему бессвязно бормочешь о том, что феминизм - зло, произносишь слова женщина, кухня, пеленки в одном предложении и пытаешься оправдаться цитатами из Библии – лоботомия и в спецкамеру.

8. Плохие сказки

Режиссёр: Дамиано Д’Инноченцо, Фабио Роберто Д’Инноченцо

О чём: Мальчик собрал бомбу, которой можно взорвать целый квартал. Так он хочет закончить со всем этим. Всё это – вызывающие иногда ненависть, иногда страх, иногда жалость взрослые и ощущение того, что эта жизнь уже никогда не станет лучше.

Вердикт: Братья Д’Инноченцо прославились как сценаристы к фильму «Догмэн», в котором больше героев и сюжета запоминалась атмосфера. Спертости, сдавленности, печальной безнадеги. Здесь то же самое. Ты погружаешься в удушающую, сдавливающую тебя толщу, напоминающую состояние, когда ты начинаешь тонуть, воздух в легких ещё есть, судорожно ты пытаешься вдохнуть, но в горло только попадает новая порция воды, заполняющая твоё горло. Дети, проходящие через последнюю пору своей невинности. Взрослые, до сих пор в сущности инфантильные, не выросшие существа, которые формируют только подобие «жизни», кажущейся им правильной, но не осознающие на самом деле, какой она должна быть. Отцы/мужчины, воображающие из себя мачо и оказывающиеся обычными трусами, когда сталкиваются с трагедией. Матери/женщины, которые занимают определенную функцию: или «сучка», которую можно трахнуть, или «лучшая мать», у детей которой 5-ки в дневнике. Это вообще данность патриархального общества, суть которой вскрывают режиссеры в «Плохих сказках». Жизнь, люди, отношения, семья, дети - это функции, возникающие из свода прописанных правил. Запретов и установок. Последний вздох. Воздуха уже нет. Надо учиться дышать под водой.

7. Дьявол всегда здесь

Режиссёр: Антонио Кампос

О чём: Отец повесился, по дорогам Америки разъезжает парочка серийных убийц, а похотливый священник в своей машине насилует очередную девушку. Кажется, про Бога здесь действительно давно не слышно, а вот его противник тут как тут..

Вердикт: Дух Коэнов витает в этом фильме с первого до последнего кадра, только они с такой убийственной иронией и натуралистичной естественностью могут рассказывать истории о серийных убийцах, моральных извращенцах и агрессивных защитниках добродетели. Сейчас вот оказывается и у Антонио Кампоса это отлично получается. Может быть, нет у него изящности, порой вместо легких движений ножичком, он остервенело использует топор. Если пересказать сюжет о том, что происходит с героями фильма, то на словах (этот умер, тот повесился, этого убили, тому отрезали член) это всё будет казаться какой-то дешевой макабрической беллетристикой. Но солнце на экране палит так нещадно, что от его марева тебе реально становится дурно и душно, кулаки не только сжимаются, когда герой Тома Холланда избивает обидчиков своей сестры, но даже делают круговые движения, как будто находишься вместе с ним и помогаешь. А от елейного голосочка и осоловелых от похоти глаз Роберта Паттинсона нервный смешок смешивается с ощущением стыда и ощущения неловкости. Давно не видел такого антиклерикального фильма, но знаете, что я вам скажу. Нет здесь бога, впрочем, и дьявола здесь нет. Есть только люди со своими потайными и явными желаниями, страхами и пороками. И пенять здесь не на кого, только на самих себя.

6. Тело Христово

Режиссёр: Ян Комаса

О чём: Освободившийся из мест не столь отдаленных Даниэль, волею случая, выдает себя в небольшом городке за священника, начиная служить мессы и помогая местным жителям выбраться из трясины грехов, в которой сам запутывается всё больше и больше.

Вердикт: Я смотрел этот фильм и думал, что вот такие картины про гоповатую молодежь из исправительных учреждений, идущих на подлог, совершающих преступления, бухающих и в то же время думающих о боге и в меру своих сил и возможностей приходящих на помощь тем, кто в этом нуждается, гораздо больше приносит пользы верующим и религии, чем все благостные экранизации заветов и прочих жизнеописаний святых. Фильм как натянутый нерв, как тонкое лезвие, по которому идешь, разрезая себя до крови, до боли, но в итоге доходишь до финала очищенным и немного больше понимающим о мире вокруг и себе самом. Конечно, фильм не «каноничен». На него можно при желании обидеться. Но это лучший фильм прошлого года о Боге и Человеке, им сотворенном, по крайней мере, для меня атеиста точно.

5. Белый, белый день

Режиссёр: Хлинюр Палмасон

О чём: Суровый и немногословный, сдержанный и замкнутый полицейский мужественно переживает смерть жены в автокатастрофе, занимаясь ремонтом дома и воспитанием внучки. Главный герой подозревает свою погибшую супругу в измене, что становится спусковым крючком для всего происходящего.

Вердикт: В предыдущем фильме Хлинюра Палмасона "Зимние братья" главный герой тоже совершал нечто из ряда вон выходящее, после того, как ситуация и окружающая действительность доводила его до состояния "выхода из себя". По той же структуре режиссер создает и свой новый фильм. Убаюкивает поначалу зрителя безжизненными исландскими пейзажами и унылым бытом персонажей, разбавляя их лишь макабрическими сказками главного героя о вырезанной у мертвеца печени (рассказанными на ночь внучке) и детскими шоу о том, "что мы все умрем", идущими по ТВ. Пока всё это не взрывается. И как снежная лава не покрывает собой весь этот безжизненный пейзаж. И тут ты понимаешь, что Палмасон воплощает на экране столкновение всегда друг с другом соседствующих Эроса и Танатоса. Их вечной схватки и противостояния, их взаимного дополнения. Рассказывающий про битву любви и смерти лаконичный исландский фильм предстает в итоге душераздирающей трагедией, с которой даже древнегреческие кажутся наивными добрыми сказками.

4. А потом мы танцевали

Режиссёр: Леван Акин

О чём: Мераб борется за основное место танцора в Национальном грузинском ансамбле и за свою любовь. За второе сражаться оказалось гораздо сложнее. Если твой избранник новый парень в труппе, против тебя будет и патриархальное грузинское прошлое и гомофобное настоящее.

Вердикт: Влюбленность. Это когда мир вдруг разрывается вокруг разноцветными красками, счастливая улыбка не сходит с лица и кажется, что в этом мире больше никто не может испытывать и чувствовать то, что сейчас порхает в твоем животе бабочками и заставляет душу петь, а ноги танцевать. Потом будут разочарования, слезы, неоправдавшиеся надежды, полная беспомощность от невозможности что-то изменить… Ощущение от этой картины напоминает состояние влюбленности, и мир вокруг представляется чем-то прекрасным, а эмоции, собравшиеся в комок, требуют выхода наружу. И жизнь, и слезы, и любовь, и грузинские танцы, и разговор о гендерных стереотипах и о том, возможно ли что-то поменять в них, и смелость (фильм вызвал небывалый скандал в Грузии), и страсть, и желание влюбляться, как сложно бы это ни было.

3. Волны

Режиссёр: Трей Эдвард Шульц

О чём: Начало: Парень и девушка в машине несутся вперед по трассе, в динамиках играет залихватская музыка, герои радостно подпевают ей. У водителя рука на руле, нога в модном кроссовке высунута в окно. Они молоды, счастливы, полны, нет, не надежд, а насыщенности данного момента, сиюминутного состояния. Финал: Юная героиня, сестра того самого парня из машины едет по дороге на велосипеде широко раскинув руки, навстречу будущему, которое, кажется, освещается ярким солнцем через раскидистые зеленые кроны деревьев.

Вердикт: Между двумя этими эпизодами будет разговор об ответственности, неумении справляться с возложенными надеждами и патриархальной системе ценностей и оценок, впившейся в обыденность как клещ в кожу. Недавно разговаривали с подругой, которая посмотрела фильм «Все умрут, а я останусь» и восприняла его как рассказ о том, как трудно быть девушкой, которой не позволено гораздо больше, чем парню. Трей Эдвард Шульц как будто в антитезу ей, специально ставит картину о том¸ как трудно быть парнем. Когда ты не имеешь права на ошибку, когда единственное слово, которое ты должен знать: «успех», когда травма, которая ставит крест на спортивной карьере, не заставит отца сказать слова сочувствия, а вызовет только взгляд осуждения и презрения. Когда на тебя в силу пола, молодости, потенциала сваливают столько надежд, амбиций, обязанностей, и ты, не выдерживая этого груза, просто ломаешься, не в силах справиться с обычной чередой неудач, которые перерастают в катастрофу.

2. Черный черный человек

Режиссёр: Адильхан Ержанов

О чём: Менты с автоматами в руках и в черных масках на пол-лица играют пластиковой бутылкой в футбол около обшарпанного здания местной ментовки в каком-то казахском селе, высокопоставленные чиновники, делая руками рыбку, учатся правильным движениям при плавании, а рядом в сарае лежит больше суток окровавленный и изнасилованный труп мальчика, который просто забыли забрать в морг. На это всё уныло смотрит главный герой фильма местный следователь Бекзат и по мере принуждения участвует.

Вердикт: Фильм Адильхана Ержанова смотришь, сначала проецируя на него известный мем: «Картинка смешная, ситуация страшная», и, глядя на весь этот абсурд, начинаешь смеяться, а потом этот смех переходит в слезы. Потому что понимаешь, насколько этот абсурд реален и окружает не только персонажей фильма, но и тебя самого. Понимаешь, насколько это про здесь и сейчас. Страна победившего патриархата, где заправляют огромные пуза и маленькие члены (тут даже не про внешние факторы, а про психологическую сущность). Общества лицемерия, подчинения и первобытных эмоций (каких-то определенных упрощенных условий, формирующих образ существования). Кому-то здесь абсолютно комфортно, потому что правила понятны, роли распределены, есть риск завтра не проснуться – ну так веди себя так, чтобы этого не случилось, и всё будет зашибись. Другие (редкая птица, долетит до середины казахского села) выгорают, привыкают, не чувствуют, уже не ждут от жизни ничего, а значит, в какой-то момент способны на бунт, на противостояние, на протест (скорее против собственной апатии, чем против системы). Адильхан Ержанов ваяет мощный микс из «Драйва» Рёфна, «Майора» Быкова и старого перестроечного отечественного боевика «Супермент», сопровождает местным казахским синти-попом и заставляет на 131 минуту пристально всматриваться в зеркало, изучая все прыщи и ссадины. И поначалу это забавляет, а потом становится страшно, мерзко и надрывно грустно. Но чрезвычайно полезно.

1. Берлин, Александерплац

Режиссёр: Бурхан Курбани

О чём: Герой известного романа начала 20 века, перемещаясь в наше время, становится иммигрантом из Африки, но всё остальное остается неизменным – ему нужно бороться, чтобы сохранить себя и свою душу, с криминалом, городом и самим собой.

Вердикт: После просмотра фильма у меня было какое-то опустошающее состояние. И я не знал, то ли рыдать в подушку, то ли жалеть себя за то, что моё существование бессмысленно. Картина обрушилась на меня лавиной и оглушила. На полдня, когда все краски вокруг вдруг померкли, а уровень эмоций и реагирования на окружающее притупился, лишь через какое-то время начав вновь восстанавливаться. Библейские цитаты звучащие весь фильм, в основе знаменитый роман Альфреда Дёблина, привнесенные актуальные темы (беженцы самая главная из них) – это должно было быть как минимум претенциозно и напыщенно. Но под руками Бурхана Курбани, искусно перенесшего события в наше время (в романе события происходят в период зарождения фашизма в Германии), получается мощное, пронзительное и многопластовое зрелище, утопающее то в меняющихся цветовых тонах (от неоновых огней баров до пугающе зеленых оттенков пустынных лесов), то в пульсирующих техноритмах современной жизни. Глобально - картину можно назвать произведением о том, как город-монстр пожирает любого, и того, кто отдает ему себя добровольно, и того, кто наоборот пытается противостоять. Но её можно воспринять как личную, интимную историю о желании любви, поддержки, ощущении нужности, о борьбе за душу и тело того, кто становится тебе дорог, и о небывалом эгоизме, жестокости бессилия. И если ты находишь параллели с собой – это пугает, давит и опустошает. Но в то же время проверяет тебя на прочность. И эмоциональную и человеческую.

Лучшие фильмы года. Часть 1 (Места с 26 по 50)


0


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать