Лучшие фильмы года: 2019 (Часть 2)

 04 Янв 2020г.    10:00:59     611

Прочитал тут недавно на одном из сайтов фразу после публикования каких-то очередных итогов: «Читать чужие хит-парады, такое же бессмысленное занятие, как наблюдать за тем, как кто-то сморкается». Понятное дело, вкусы у нас у всех разные, да что говорить, мы даже сморкаемся по разному. Но всё-таки из года в год, с трепетом и нежностью расставляя по ранжиру просмотренные картины, переживая, что некоторые фильмы туда не попали (чуть-чуть не хватило моим любимым братьям Сэфди с их «Неограненными драгоценностями» и Фатиху Акину с «Золотой перчаткой», например), я тешу себя надеждой, что кто-то в этом списке найдет ленту, которую он пропустил в течение года, и она тоже попадет в список любимых и важных. Или наоборот, человек, ознакомившись с моим списком, порадуется, что у него совсем другой вкус и таким образом повысит своё самомнение. В общем, я любыми способами буду оправдывать, в принципе, то, что просто люблю, – составлять хит-парады и знакомить всех желающих с ними. Желающие, вперед!
bestmovie2

* Годом выпуска считается год, когда картина вышла в широкий прокат какой-либо страны или в этот год состоялась её премьера на стриминг-платформах или интернет-сайтах.

30. Амбивалентность

Страна: Россия

Режиссер: Антон Бильжо

О чем: Главный герой узнает, что приятель, к которому он питает, как можно догадаться, не только дружеские чувства, заводит интрижку с его матерью.

Вердикт: С фильмом у тебя все получается, когда даже при каком-то очень странном сюжете ты начинаешь идентифицировать себя с героями и понимаешь, что с каждой минутой всё больше и больше веришь их эмоциям, поведению, поступкам. Когда уровень эмпатии вырастает до того, что начинаешь представлять себя на месте персонажей и определять у них свои собственные черты характера. Фильм неровный, порой чересчур импульсивный, иногда инфантильный, временами перебирающий с экспрессией – но очень искренний, чувственный и эмоциональный. Что тебя подкупает с ног до головы.

29. Коко-ди, Коко-да

Страна: Швеция, Дания

Режиссер: Йоханнес Нюхольм

О чем: Семейная пара после случившейся трагедии, смерти дочери, 3 года спустя решили прокатиться на отдых и расположились на стоянку в лесу на опушке…

Вердикт: Фильм как «Кубик Рубика», который вертишь в руках, пытаешься собрать, и вроде даже один ряд получается, даже сторону умудряешься, но полностью не выходит, хоть ты тресни. Макабрически-карнавальная драма о родителях щедро напичкана режиссером всяческими подсказками, аллюзиями, аллегориями и метафорами, которые должны тебе помочь сложить общую картину. И ты начинаешь раздумывать - повторяющееся нападение фольклорных персонажей с зацикленными событиями это о том, что случившиеся в нашей жизни ситуации готовят нас к тому, что может быть дальше и позволяют нам предугадывать возможные последствия? Этот анимационный фильм, вставленный в сюжет, о том, что, даже сталкиваясь с трудностями и горестями, нам необходимо сохранять то хорошее, что остается в нашей жизни? И это поможет пережить любое несчастье? То, что, несмотря на все усилия, ты вновь оказываешься в западне – наглядный пример выражения «от судьбы не уйдешь»? И вскоре понимаешь, что в конец запутался и не выходит собрать «Кубик Рубика», хоть ты тресни, несмотря на то, что сам процесс безумно увлекателен. Может быть, у вас получится?

28. Мы

Страна: США

Режиссер: Джордан Пил

О чем: В один непрекрасный вечер у дома дружного семейства обычных американцев вдруг появляются странные люди. При более близком рассмотрении они оказываются как две капли похожи на них самих же.

Вердикт: Весь просмотр фильма находишься просто в диком напряжении, с затаившимся дыханием смотришь за каждым эпизодом и получаешь адреналиновое удовольствие от всего происходящего и визуальной мощи (сцена, где герои идут по пляжу, отбрасывая огромные тени, пожалуй, одна из самых выдающихся за последнее время в кино, вторая сцена, от которой захватывает дух восхищения, – это драка главных героинь в монтаже с танцем балерин). Режиссер настолько искусно и изобретательно продумывает расположение (мизансцены), цвета, оттенки, даже одежду героев и цвет машин, стоящих на улице, что кажется, ты попал в какой-то изобразительный рай. Так что как там насчет второго Шьямалана я не знаю, но быть первым Пилом, знаете, тоже совсем-совсем неплохо.

27. Арахисовый сокол

Страна: США

Режиссеры: Тайлер Нилсон, Майк Шварц

О чем: Человек с синдромом Дауна сбегает из дома престарелых, чтобы осуществить свою мечту – стать рестлером. Начинается полное приключений путешествие по дорогам Америки в сопровождении случайного попутчика в исполнении Шайа Ла Бафа.

Вердикт: Пример, когда простота не хуже ничего. Сотканный из оммажей, параллелей (тут тебе и «Полет над гнездом кукушки», и Марк Твен), некоторые даже скажут, штампов и стереотипов фильм («мечты сбываются и не сбываются, а все хорошее и есть мечта»), из категории того самого любимого нами раздела «фрик-инди-кино», которое при всей своей простоте и прямолинейности способно воодушевлять, заставлять испытывать эмоции, радоваться за героев и не стесняться плакать и смеяться.

26. Хорошие мальчики

Страна: США

Режиссер: Джин Ступницки

О чем: К 11-летним пацанам попадает сумка с наркотой, которая осложняет их и так нелегкое вхождение в пубертатный период.

Вердикт: Очередной дерзкий и до одури смешной опус Сета Рогена, в принципе, с привычным набором всего того, о чем он постоянно говорит. О столкновении невинности и жестокого реального мира с его письками, анальными шариками и дилдо, и, конечно, о том, что такое дружба, как она зарождается, на чем зиждется и чем для человека, пусть это даже 11 летний парень, важна. «Проект Х: Дорвались» на минималках, но не из-за того, что безумия тут меньше, а из-за возраста главных героев, когда ты ещё ребенок, но уже хочется, чтобы воспринимали тебя как (нет, не взрослого, до этого пипец ещё как далеко), подростка. При всей небольшой карикатурности и персонажей, и ситуаций фильм очень достоверно и точно исследует тот момент, когда мы перестаем быть самими собой и начинаем становиться теми, кого, как мы думаем, хочет в нас видеть общество. Конечно, бесстыжая в своем неудержимом юморе, но при этом очень мудрая и важная лента.

25. Мартин Иден

Страна: Италия, Франция, Германия

Режиссер: Пьетро Марчелло

О чем: Экранизация романа Джека Лондона о любви, разочаровании в жизни и зле социализма.

Вердикт: Горе, как известно, от ума. И всё зло от знаний. Жил бы главный герой спокойно без чтения Бодлера и узнавания экономико-политических постулатов, трахал симпатичных официанточек и был бы счастлив. Гнилых зубов, конечно, всё равно не избежать, но это, пожалуй, единственный недостаток, который поджидал героя через энное количество лет. А начав разбираться в социализмах и капитализмах, жадно поглощать мировую литературу, что в итоге? Мизантропия, цинизм, депрессия и опять же гнилые зубы.

Если серьезно. Режиссер Пьетро Марчелло умудряется превратить бесхитростную и не отягощенную красотами прозу в поэтическую оду, где рифмами выступают кадры черно-белой хроники, запечатленные лица жителей Неаполя (действие перенесено в Италию) и фрагменты фильма Киры Муратовой. Отдадим должное писателю, он в романе начала 20 века предугадал многие вещи (например, создание СССР и его распад), сумел четко прописать сентиментальную линию о Мартине, который любил, да не женился, потому что гордый был (читателям это всегда нравилось), таким образом смог удачно соединить социальную и романтическую линию, что бывает довольно редко – картине удается это повторить чутко и аутентично, при этом придав истории дополнительную глубину, как смысловую, так и изобразительную. Очень удачная экранизация о герое, которого Маяковский назвал «не для денег родившимся».

24. Достать ножи

Страна: США

Режиссер: Райан Джонсон

О чем: В фешенебельном и дорогом доме знаменитого писателя детективов находят хозяина в состоянии «точно мертв». Частный сыщик, у которого нюх как у собаки, а глаз как у орла, с энтузиазмом берется за расследование этого происшествия.

Вердикт: Забавная картина, которая мимикрирует под олдскульный детектив а-ля Агата Кристи (а уж какой тут актерский ансамбль – любо дорого посмотреть, это же просто шик, блеск, красота!), на самом деле, является хлесткой, социальной сатирой на тему мигрантов, которая для западного общества сейчас так актуальна. Отношение «почтенной семьи» и девушки то ли из Эфиопии, то ли из Уругвая, то ли из Бразилии (родственники погибшего в этом вопросе постоянно путаются, а какой черт, все они одним медом мазаны) - это просто иллюстрация «воспитанного западного общества». Которое, конечно, к иммигрантам плохо не относится, но всё ж таки надо знать меру и понимать разницу. Не правда ли? Ну а финальный кадр, в котором иммигрантка стоит на балконе дорогого дома (- «это наш фамильный замок, выстроенный дедом!», - «да перестаньте, ваш дед купил его у пакистанского миллиардера») с кружкой, на которой написано «Мой дом, мои правила», и на неё снизу вверх смотрят эти самые почтенно-коренные члены общества, просто громкая и оглушительная оплеуха зажравшемуся истеблишменту, рассуждающему о теме миграции в современном мире.

23. Так сказал Чарли

Страна: США

Режиссер: Мэри Хэррон

О чем: Три девушки из банды Мэнсона, отбывающие свое наказание в тюрьме, вспоминают события, которые стали предтечей одного из самых громких преступлений 20 века.

Вердикт: Что удивительно, наблюдая за довольно мерзким и гнусным Чарли Мэнсоном (тем ещё гендерным шовинистом и, по большому счету, просто самолюбивым и лицемерным куском дерьма), понимая это разумом, ты сам, тем не менее, как девушки обитательницы коммуны, оказываешься заворожен смесью бреда и тонкого психологизма, используемыми главным героем, и это пугает даже больше, чем постепенное и очень достоверно показанное влияние секты и работу механизма оболванивания. Фильм цепляет, будоражит, вовлекает, изумляет, трогает, заставляет ненавидеть и жалеть. Вот только русское название «Так сказал Чарли», которое привносит эпос и обретает смысл отданного приказа, я бы переименовал в оригинальное «Чарли говорил», которым обычно нашкодившие дети пытаются объяснить своё поведение, свалив содеянное на того, кого они считали авторитетом.

22. Бакурау

Страна: Бразилия, Франция

Режиссер: Жулиано Дорнель, Клебер Мендонса Фильо

О чем: Небольшая деревенька в Бразилии подвергается нашествию вооруженных личностей, приехавших в экзотическую страну пострелять и поистреблять десятки местных аборигенов.

Вердикт: Смесь этнической темы и лютого трэша, которая получается просто-таки крышесносящей и дико веселящей. Местные жители бразильской деревушки, глотающие какой-то жесткий наркотик и постоянно пребывающие под кайфом, бойко и с огоньком разбираются с военизированной группировкой гринго (возглавляет которую фашиствующий как обычно и не стареющий уже лет 30 последние Удо Кир, что тоже элемент трэша тот ещё), и это выглядит как жесткая пощечина всем империализмам и неоколониализмам вместе взятым. Поначалу ещё с удивлением наблюдаешь за странными разборками на похоронах и спорами местных жителей, которые предстают в образе не слишком умных и образованных представителей рода человечества, но когда понимаешь, что общность соседей и припадание к национальным и этническим корням помогает справиться с любой напастью, просто хочется бежать на улицу, прижиматься к родной матери-земле и вкупе с ней целовать березки. Но пасаран. Враг не пройдет. Победа будет за нами. Ещё бы марочкой закинуться.

21. Прощание

Страна: США, Китай

Режиссер: Лулу Ванг

О чем: Студентка американского университета едет в родной Китай, чтобы проститься с тяжело больной бабушкой в кругу огромной семьи.

Вердикт: Любимое кинематографистами столкновение разных культур в этот раз исследуемое в эстетике инди-кино с его дотошностью к психологии и стерильной и в то же время проникновенной картинкой - как недорогой, но очень модный и стильный дизайн. Главная героиня начинает задумываться о том, что ей ближе – память предков или нынешнее место жилья. К её размышлениям примешиваются споры всей многочисленной толпы родственников на ту же тему, и вторым пластом поднимается вопрос о разнице менталитета и особенностей отношения людей западных и восточных, где уже зрителю, хочет он того или нет, предлагается занять ту или иную позицию. Несмотря на изначальную тематику смерти и градус определенной заложенной сюжетом трагичности, картина производит довольно светлое и легкое впечатление, может быть, не заставляя испытывать эмоциональный катарсис, но явно провоцируя на действия после просмотра: «Позвони бабушке, маме, да какому-нибудь хотя бы родственнику!».

20. Джокер

Страна: США, Канада

Режиссер: Тодд Филлипс

О чем: История становления и обретения себя знаменитого убийцы и преступника. Вечного антагониста парня в костюме летучей мыши.

Вердикт: Это фильм с очень мощной профессиональной выверенной работой режиссера и всей высокотехничной команды, выстраивающих картинку, ставящих свет, занимающихся подбором костюмов. С драматургической точки зрения не подкопаешься - очень добротно изложенная история (использующая в том числе наш бэкграунд, начиная от: "Ой, а это маленький Бэтмен", до "ну конечно понятно почему Филлипс "Злые улицы" называл в числе своих культурных вдохновений"). Надо отдать должное и Фениксу. Наигрывает парень на "Оскар", мастерски наигрывает. И конечно, блестящий, крутой, техничный профессионализм явно не причина для внесения фильма в список шедевров, но в какой-то момент этот просчитанный профессионализм вдруг начинает напоминать вдохновение и вынуждает ощущать прикосновение искусства.

19. Последний черный в Сан-Франциско

Страна: США

Режиссер: Джо Талбот

О чем: Джимми живёт в Сан-Франциско и одержим идеей вернуть себе элегантный особняк в викторианском стиле, который, согласно семейной легенде, когда-то своими руками построил его дед. Сейчас в особняке живёт пожилая белая пара. Когда их нет дома, Джимми наведывается покрасить оконные рамы или полить цветы. Хозяева, естественно, недовольны.

Вердикт: Вот ведь удивительно инди-кино. Читаешь подобный сюжет и мысль только одна – что хорошего в подобной белиберде? Разве за этим может быть интересно наблюдать? Неужели вообще можно снимать фильмы и рассчитывать на успех у зрителя, снимая про это? Ну вот будьте честны – прочитав описание, будете смотреть или нет? Дом, чернокожий парень, хозяева… И вот что я вам скажу. Ни в коем случае не пропустите! Потому что за, казалось бы, абсолютно проигрышным сюжетом и отрицающим экшн содержанием вы получите настоящее, честное, проникновенное кино о семье, самопознании и дружбе.

18. Смерть и жизнь Джона Ф. Донована

Страна: Великобритания, Канада

Режиссер: Ксавье Долан

О чем: Известный актер, скрывающий свою гомосексуальность, переписывается с мальчиком-поклонником, у которого тоже проблем в жизни хватает.

Вердикт: Долан как он есть . С рассказом о поисках себя, самоидентификации, отношениях сына с матерью и темой гомофобии. Он говорит об этом и про это из фильма в фильм, и при этом не надоедает. Смотреть на то, как он погружает героев в пучину меланхолии, потерянности, надежды и легкой грусти, обволакивая их приятной музыкой и выстраивая из них стильную картинку, до сих пор приятно. Всё это, правда, работает, когда главным условием его картины является искренность. Когда он начинает заниматься формообразованием, стилизацией и игрой в жанры, получается «Том на ферме», когда он искренен, выходит этот, пусть немного рыхлый, не совсем драматургически выверенный, но трогательный и волнующий фильм.

17. Биты (Рэйв)

Страна: Великобритания

Режиссер: Брайан Уэлш

О чем: Двух друзей из разных социальных слоев сближает любовь к техно-музыке. Они решают посетить запрещенную законом дискотеку, несмотря на последствия, к которым это может привести.

Вердикт: Смотришь кино и офигеваешь. От осознания того, что в Великобритании в 1994 (!) году, не так давно то есть, был издан закон запрещающий собираться больше трех, особенно, если там будет играть музыка с повторяющимися битами. И такой думаешь, ну ладно у нас, но там-то! Неужели такое было? Оказывается, было. Нет, ну для моралистов фильм вызывающе удобен – а посмотрите, они там наркотики жрут, а посмотрите, какие они криминальные элементы, а посмотрите, они там к беспорядкам призывают. Впрочем, камерная черно-белая история о двух друзьях-шотландцах, собирающихся на запрещенный знаменитый рэйв, по большому счету, не о справедливости законов, сопротивлении полиции и революционном настрое – она о том, на чем держится наша дружба и чем она заканчивается, как мы находим друг друга в этом мире и как теряем. Но давно известно, что через самые маленькие судьбы и личные истории лучше всего рассказывать о времени и обществе. Там, конечно, закон отменили, и смотря на то, как герои прыгают под техно, не уходит из головы глобальный вопрос – а с нами то что будет? К чему мы в итоге придем?

16. Адам

Страна: США

Режиссер: Риз Эрнст

О чем: Брат приезжает в гости к сестре-лесбиянке в Нью-Йорк и влюбляется в девушку, принимающую его за транс-личность в стадии перехода. Он не осмеливается сказать ей правду…

Вердикт: Фильм имеет поразительно низкий рейтинг на IMDB 2,6, при этом картина демонстрировалась на фестивале «Сандэнс» (куда откровенное дерьмо не берут) и имеет хорошие отзывы у критиков. «WTF?», - спросите вы. Всё, оказывается, объясняется просто – несколько организаций транс-меньшинств возмутились тем, как и в каком свете они показаны в этой милой, романтичной ностальгической истории, и просто-напросто, объявив бойкот и войну ленте, обвалили её рейтинг. При этом абсолютно понятно, что за последние годы давно не было такого чуткого, осторожного и много объясняющего на темы ЛГБТиК фильма обычному широкому зрителю (при том, что сценарист картины сам трансгендер). За всей сюжетной анекдотичной ситуацией разворачивается эмоциональная, под дых чувствам бьющая история, в которой обсуждаются многие важные вопросы, особенно актуальные, наверное, для нашего общества, в котором транссексуалы до сих пор путаются с трансвеститами, а последними считаются те, кто впал в транс и свистит. Конечно, быдло и гомофобы фильм не посмотрят (хотя стоило бы), но само наличие этой картины и возможность увидеть её у нормального думающего зрителя многого стоит.

15. Солнцестояние

Страна: США, Швеция, Венгрия

Режиссер: Арии Астер

О чем: Девушка за компанию со своим парнем и его друзьями-однокашниками отправляется в какую-то скандинавскую секту, в которой с самого приезда начинают твориться удивительные вещи.

Вердикт: Поражаешься, насколько точно и достоверно режиссер пользуется психологическими приемами – сцена, в которой девушки повторяют за обманутой героиней все её действия и эмоции, добиваясь таким образом абсолютного слияния с ней, одна из самых пронзительных в фильме. Поражаешься, как совершенно вывернутый наизнанку мир вдруг становится реальностью, из которой невозможно вырваться, и думаешь, а может, правда, просто стоит к нему приспособиться? (вот все эти знакомые нам разговоры о «другой культуре», «своём пути» и «особенной стати»). Порой ловишь себя на мысли, что по ходу картины как будто находишься в кислотном трипе, приняв какой-то галлюциноген, и порой возникает состояние «словил бэд-трип», от которого пытаешься избавиться как от наваждения, но зловещий и злорадный Астер тебе этого не позволяет сделать. И улыбка главной героини в финале тебя пугает больше, чем самые искренние слезы. Незабываемый микс экзотичности и психологии, которая оказывается ближе к твоему сердцу и уму, чем мог изначально подумать.

14. Малыш Джо

Страна: Великобритания, Австрия, Германия

Режиссер: Джессика Хауснер

О чем: Ученые вырастили цветок, который способен делать людей счастливыми. Одна из героинь берет растение домой в подарок своему сыну-подростку.

Вердикт: Всё, как я обожаю. Стерильные интерьеры, холодный внешне стиль, внутри которого клокочет и бушует яростная энергия, составленная из непонимания, сомнений, любви, презрения, страха, недоверия. И ещё эта потрясающая двойственность – воспринимать всё как обычный триллер, в котором цветки-монстры захватывают человечество (и если воспринимать его только так, то, пожалуй, да, такая жанровая убогость может привести к неприятию картины), или ещё и как изощренную психологическую игру, в которой ты возможно узнаешь и себя, и свою реакцию на те или иные происходящие события. Сын-подросток стал зомби, или это просто переходный возраст? Коллеги оказались рабами цветка или просто непонятно себя ведут? Ты сама наконец-то вдохнула пыльцу или просто разобралась в себе и своих заблуждениях? Хауснер, понятное дело, прямого ответа не дает, оставляя зрителю решать самому, – иначе какая же это изощренная психологическая игра? А ты кайфуешь и вдыхаешь стерильные интерьеры и поступки героев картины как пыльцу, которая порабощает и пленяет твой мозг.

13. Я потеряла своё тело

Страна: Франция

Режиссер: Жереми Клапен

О чем: Науфель влюбляется сначала в голос Габриэль, а потом находит способ познакомиться с ней поближе.

Вердикт: Всё предопределено, или мы сами строители своей жизни? Происходит ли всё потому, что это уже предначертано свыше, или каждый наш шаг, действие изменяет всё, что может случиться дальше? Если бы не авария и он привез пиццу раньше, то не было бы этого разговора в подъезде и ощущения влюбленности. Если бы не такая её реакция на ложь, то не пришлось бы отрезанной руке, преодолевая километры и спасаясь от крыс и оживленных трасс, пробираться к своему владельцу. Если бы он тогда не высунулся в окошко, может быть, не случилось… Странное, затягивающее, сумрачное, проницательное, грустное и очень цепляющее кино. С проникновенной музыкой (слово «саундтрек» здесь даже кажется чужеродным), с достоверными героями и с узнаваемыми реакциями и чувствами. И главное: когда перепрыгиваешь с крыши на крышу, с которой вполне можешь сорваться, не долететь несколько сантиметров или удачно приземлиться, ты, в любом случае, даже если какой-то исход предначертан уже судьбой, этого не знаешь, поэтому вершишь всё сам. И обретаешь веру в себя.

12. Извините, мы вас не застали

Страна: Великобритания, Франция, Бельгия

Режиссер: Кен Лоуч

О чем: Обычного английского работягу-водителя подстерегает сразу несколько бед – и непонятно, что страшнее: проблемы со здоровьем и работой, сын подросток или оскалы капитализма, в котором ты вынужден существовать.

Вердикт: Главный режиссер социалист Британии продолжает незамысловато махать топором, просто и ясно обтесывая дерево, не применяя замысловатых методов, не прибегая к изощренным механизмам. Вот рабочие, вот их тяжелая жизнь, вот жертвы жестокой несправедливости реальности – всё довольно прямолинейно, открыто, явно, бесхитростно. И удивительное дело, у него, пожалуй, у одного из немногих в мире кинематографа это продолжает работать – вызывая эмпатию, гнев, сочувствие, слезы, сжимание кулаков и желание выкрикивать что есть горло: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

11. Долемайт меня зовут

Страна: США

Режиссер: Крэйг Брюэр

О чем: Вышедший в тираж стэндап-комик обретает второе дыхание, когда придумывает себе новый имидж и решает снять кино.

Вердикт: Триумфальное возвращение Эдди Мерфи, за которое, если честно, радуешься от всей души. Потому что скучал по этому обаятельному и немного чокнутому парню ещё со времен «Полицейского из Беверли-хиллз» и «48 часов» (а уже 28 лет прошло, мать его!). Причем, что привлекло самого Эдди в роли неудачливого стэндап-комика, выброшенного на обочину шоу-бизнеса. Во многих моментах видно и понятно, что актер играет самого себя и свою судьбу этих последних 20 с лишком лет. В итоге, кроме того, что выходит всё это чрезвычайно искренне и достоверно, это, на самом деле, смешно и трогательно. И понимаешь, что лозунг: «Не сдавайся и тогда придет к тебе успех», и правда работает (картина поставлена по реально произошедшим событиям), и что кино, черт возьми, действительно важнейшее из всех искусств, даже если оно от искусства так же далеко, как комедии от режиссера Сарика Андреасяна.

10. Однажды в… Голливуде

Страна: США, Великобритания, Китай

Режиссер: Квентин Тарантино

О чем: Не слишком удачливый актер вестернов и его дублер-каскадер оказываются героями событий, которые могли стать одним из самых громких преступлений 20 века. Но по воле Тарантино не стали.

Вердикт: Самое удивительное в оценках на этот фильм слышать что-то вроде: «Это нетипичное кино для Тарантино», «он здесь совсем другой». Полноте. Тарантино как он есть, и по почерку, и по постмодернизму, и по саундтреку, и по женским ступням. В «Бесславных ублюдках» он уже конструировал новую реальность, поэтому выглядит логичным, что в итоге он с мировой истории перешел на то, что ему ближе и роднее – мир кинематографа. Что касается степенного разбега, так в «Омерзительной восьмерке» темпоритм был примерно такой же с быстрым раскручиванием спирали в конце. Наконец, радостным киноманам, любящим позитив, заявляющим, что «Тарантино наконец-то стал добрый», хочется дать пересмотреть эпичную финальную сцену с ножами, пистолетами и огнеметом – ну а то, что добро побеждает, так вот сейчас просто подумайте, проанализируйте и вспомните, чем заканчиваются все предыдущие фильмы Тарантино – ровно тем же: «Добро побеждает» (смотря, конечно, что считать добром в том или ином случае – но тем не менее). Очередной постмодернистский, изобретательный, с подмигиваниями и синефильским архивом опус человека, который до сих пор может считаться главным режиссером современности, если вы, конечно, от постмодернизма ещё не устали и не перешли к постпостмодернизму или не вернулись к модернизму как таковому.

9. Угоняя лошадей

Страна: Норвегия, Швеция, Дания

Режиссер: Ханс Петтер Муланд
О чем: Подросток приезжает на летние каникулы к отцу, работающему на лесоповале, и оказывается вовлечен в круговорот событий, связанных со своими гормонами и тайнами прошлого.

Вердикт: Очередная история возмужания и вступления во взрослую жизнь ещё вчерашнего мальчишки, но рассказанная настолько красиво и чувственно, что пробирает до слёз. А ещё она о вине, которую мы испытываем или нет, и о роке, который сопровождает нашу жизнь, вмешиваясь иногда самым непостижимым образом. Тренд, главный герой картины, несколько раз идет посреди дикой природы, закрыв глаза и широко расставив руки, буквально сливаясь с ней. С той частью мира, в которой всё предопределено и просто, – муравьи бегают четко проторенными дорожками, жучки летают, стрекозы стрекочут. Всё это противопоставляется миру людей, в котором творится бог знает что. По злому умыслу или непреднамеренно, в результате обмана, предательства и лжи вдруг ситуация разворачивается самым невероятным образом, происходят события которые изменяют жизнь и судьбу раз и навсегда. Виртуозная камера, благодаря которой дышишь в унисон вместе с фильмом, отличные актерские работы и торжественная Скандинавия, становящаяся идеальным фоном для разворачивания «роковых» событий.

8. Паразиты

Страна: Южная Корея

Режиссер: Пон Джун-хо

О чем: Корейские люмпены находят способ пробраться в богатую семейку под видом учителей и прислуги.

Вердикт: «Они почему такие добрые, потому что у них денег много», - делает вывод неприятная бабенка о своих работодателях, жующая дешевую лапшу. «Было бы у нас столько, мы бы тоже добрыми были». А запах? Тот самый запах, который стал причиной умопомрачительной макабрической развязки, когда персонаж-бедняк, который мог многое снести и на многое закрыть глаза, не смог в очередной раз стерпеть унижение, когда богатый сноб сморщился в очередной раз от идущего от него амбре. Конечно, если бы они не жили в сыром подвале, не спали на пропахших клопами и затхлостью простынях, его же бы не было? И если бы не было этого запаха, им бы не пришлось изворачиваться, врать, жрать как свиньи и разбрасывать объедки вокруг стола, подставлять друзей, заниматься манипуляциями. Ну и конечно, убивать и душить. Или может быть, все-таки нет? Может потому, что у них такое сознание, они так существуют и ведут подобный образ жизни? И на самом деле, предоставь им другие условия, по другому они жить бы и не смогли? Потому что клопы выползают в темноте и сосут кровь. Ленточные черви живут в желудке и жрут, то что туда попадает. Вши прыгают в волосах. И за пределами своего ареала обитания они просто не выживут. Мощное социальное высказывание спрятанное в жанровой неразберихе и едкой актуальной сатире с членовредительством и азбукой Морзе.

7. Гив ми либерти

Страна: США

Режиссер: Кирилл Михановский
О чем: Потомок русских мигрантов везет на своем рабочем грузовике всю свою огромную толпу родственников и прочих на похороны. Проезжая через осознание своей собственной национальной идентичности, зов предков и жесткие правила новой Родины.

Вердикт: Тест. Если всё происходящее в первые минут 30 кажется театром абсурда, и ты с ужасом смотришь на то, как молодой парень ради родственников-евреев пренебрегает своими профессиональными обязанностями, если все эти гармони и жареные курицы заставляют тебя почувствовать спертый воздух российской действительности – то менталитет у тебя западный, понять и прочувствовать героев ты не сможешь и фильм лучше дальше не смотреть… Хотя… Я же стал смотреть, и вдруг к окончанию картины все эти персонажи с их узнаваемыми и будто списанными с соседей чертами (вот рубаха-парень с отбитыми костяшками, для которого каждая встреченная девушка становится королевой сердца, и разбрасывающий в приступе куража и задетой гордости деньги направо и налево, а вот сосед-зануда или настырная до раздражения в своей заботе мать) стали настолько близкими, родными и понятными, что хотелось петь вместе с ними про березы и сосны, есть соленую капусточку из с трудом открытой банки (ну вот знаете, когда мучаешься-мучаешься и эти крышки блин не откручиваются, хоть ты тресни!) и ехать куда-то вперед на большом автобусе по американским дорогам, порой так напоминающим русское бездорожье. Удивительно трогательный и проникновенный, при этом лихой, напрочь захватывающий тебя своей аурой и энергетикой фильм украинского режиссера-эмигранта о том, что быть свободным, – это быть счастливым и рядом с теми, кто тебе дорог.

6. Кролик Джоджо

Страна: Чехия, США, Новая Зеландия

Режиссер: Тайка Вайтити

О чем: Юный поклонник усатого фюрера, который иногда является к нему в виде воображаемого друга, обнаруживает дома девочку-еврейку. Это ставит его перед сложной нравственной и бытовой проблемой – что делать с этой представительницей дьявольского отродья из народа с рогами, свисающих во время сна как летучие мыши.

Вердикт: Поразительно, как при всей дурашливости и эксцентрике, прикрываясь жанром комедии, режиссеру непринужденно, смело и убедительно удается поговорить со зрителем на важные, актуальные темы. «Кролик Джоджо» вскрывает механизм пропаганды оболванивания (понятно, почему никто не рискнул даже попробовать получить право на разрешение показа этой картины в России – уж очень похоже на многое, с чем мы сталкиваемся в нашем современном обществе и через что сами проходим), когда дикая в своей неправдоподобности ложь вполне может восприниматься как правда. И в общем-то, рассказывает, чем это обычно заканчивается, – система всегда рушится, потому что правда есть правда, а ложь есть ложь. А если это касается отдельно взятой личности, то либо, пройдя через стадию пофигизма и понимания, насколько это всё тупо и беспросветно, ты открываешь в себе такие понятия, как доброта и сострадание, либо избавляешься от внедренных ложных иллюзий, чтобы просто жить дальше. Поможет ли тебе в этом любовь или какие-либо другие качества, в любом случае, Человечность победит. Вайтити, конечно, неисправимый оптимист, но эмоции, чувства, впечатления, испытываемые во время просмотра, делают тебя его ярым и непримиримым сторонником.

5. Дылда

Страна: Россия

Режиссер: Кантемир Балагов

О чем: Маша возвращается после окончания войны в Ленинград, где она оставляла своей подруге Ие сына, прося за ним присмотреть. Приезжая, она узнает о страшной трагедии – мальчик мертв.

Вердикт: По поводу фильма поспорили с подругой. "Нет в ней любви, прямолинейная, искусственная", - была её оценка. А я плакал на сеансе. Жил героями и сюжетом. Задыхался и ловил струйку воздуха, которая появлялась в этом удушающем пространстве. Да, как у молодого режиссёра, у Кантемира Балагова есть ещё склонность к драматургической внешней аффектации, порой излишней. Да, у картины несколько утрированная декоративная основа, напоминающая театральную. Да, все её события и смысловой ряд можно свести к словам одного из героев: "Прости что война". Но, Балагов – один из немногих российских режиссёров, который потрясающе киногеничен, который не даёт почувствовать фальшь и позволяет убедиться в том, что с эстетикой и вкусом у него проблем нет. И для меня, безусловно, этот фильм - не просто сконструированная сухая схема. Жалость, гнев, удивление. И, конечно, любовь.

4. Брачная история

Страна: США

Режиссер: Ноа Баумбак

О чем: Театральный режиссер и актриса разводятся, пытаясь поделить сына, совместно нажитые воспоминания и претензии и свою правоту в отношении друг друга и к тому, что привело их к такому исходу.

Вердикт: Этот фильм о том, как уходит любовь. Этот фильм о том, как меняются отношения. Этот фильм о том, что значит мужчина и женщина в браке. Этот фильм о том, что значит умение прислушиваться к своему партнеру и жить не только своими амбициями и желаниями. Этот фильм о том, что даже к самым близким и дорогим людям ты иногда чувствуешь такую ненависть и злобу, что можешь в сердцах пожелать им самого плохого. Этот фильм о том, что значит быть родителями. Этот фильм о том, что адвокаты худшие друзья человечества, особенно при разводе. Этот фильм о том, что семья она, конечно, ячейка, но всё-таки довольно хрупкая, и поэтому то, что она в конце концов разбивается, в общем-то, нет ничего странного. Но, по-моему, самое главное, что это фильм о том, как здравомыслящие люди могут оставаться людьми, несмотря на всё, через что бы им не пришлось пройти, и о том, что если когда кто-то был тебе дорог, то в отношениях с ними всегда будут оставаться тепло и доверие. А как же иначе?

3. Синонимы

Страна: Франция, Израиль, Германия

Режиссер: Наддав Лапид

О чем: Приехав из Израиля во Францию, главный герой пытается стать настоящим парижанином, забыв о своей ненавистной Родине. В этом ему пытается помочь семейная пара, спасшая его от смерти.

Вердикт: Обвиняют фильм в несвязности, фрагментарности, некой хаотичности – не понимая, что в этом-то его и сила, его достоинство, его мощь. Идти, не поднимая глаз, постоянно произносить бессмысленно слова, которые, возможно, в какой-то момент выстроятся в логическую цепочку, окажутся кодом-ключом к новой жизни, новому существованию, новому определению себя. Забыть свою родину (скорее государство, в котором родился и к которому вследствие этого приписан), даже своих родителей, попытаться открыться новой жизни и осознать, что ничего в себе самом не меняется, не отпускает тебя от того, что хотелось бы оставить в прошлом. Долбиться в закрытую дверь, но при этом всё-таки долбиться, а не остановиться и не сдаться. Фильм настолько актуальный, насколько художественно красивый; Том Мерсье настолько красивый, насколько впечатляюще органичный; перипетии сюжета, взаимодействие героев, отсылки как к кинематографу, так и к реальной жизни, настолько впечатляюще пленительны, насколько захватывающие внимание и дух. С этим фильмом ещё живешь долгое время после просмотра, а это синоним слова «восхищение».

2. Портрет девушки в огне

Страна: Франция

Режиссер: Селин Сьямма

О чем: Марианна получает непростое задание. Нарисовать портрет девушки, которая не хочет позировать. Совместные прогулки около моря становятся началом большого чувственного шторма двух героинь.

Вердикт: Есть правила, техники, идеи. Используя их, снимают тысячи фильмов, которые выходят хорошими или плохими, но лишь в единицы автору удается вдохнуть жизнь, а зрителю ощутить присутствие. Любовь трудно объяснить. Взгляды, держать друг друга за руку, слушать песни около костра и просыпаться утром в одной постели. Это всё можно показать – но как это всё дать прочувствовать и почувствовать? У Селин Сьяммы это удалось в полной мере. Её фильм избыточно красив, он порой слишком театрален и драматургически зациклен. Но при всём немногословии, при всех красиво выстроенных сценах и знакомых мелодиях Вивальди ты веришь в подлинность, боишься отвести взгляд от экрана, ощущаешь присутствие и чувствуешь любовь.

1. Люс

Страна: США

Режиссер: Джулиус Она

О чем: Белая американская семья усыновила некогда чернокожего мальчика, который вырос, стал гордостью школы, спортсменом, красавцем и всё такое. Но как оказалось, в тихих омутах действительно может водиться всякая нечисть.

Вердикт: У этого фильма недорогой бюджет, в нем не выстраивают свет по несколько часов, актеры натужно не изобретают смех, в названии не используют знаковые имена для раскрутки и на рекламу не брошены все лучшие силы маркетинга Голливуда. Но когда я смотрел картину, затаив дыхание, и, зажав комок в горле, следил за разворачивающимися событиями, за тем, как ещё один человек социализируется в обществе, пытается познать себя и кто он есть на самом деле, как герои решают нравственные и моральные вопросы, которые им всё изощренней и запутанней подбрасывает судьба, понимают для себя, что такое насилие и предательство, мне думалось: «Вот какие картины должны смотреть люди, чтобы больше понимать о мире и себе самих, вот какие фильмы надо превозносить и рекламировать, если хочешь хоть как-то изменить этот изменчивый мир, вот какие ленты должны быть в топе и на вершинах хит-парада, если мы хомо сапиенс, а не хомо потребитикус». Но не будут. Смотреть, превозносить, занимать первые места. Потому что слишком неудобные, честные, неприглаженные, ершистые. Слишком настоящие.


0


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать