Лучшие фильмы года: 2018. Часть 2

 07 Янв 2019г.    02:44:54     392

Продолжение списка лучших фильмов года от нашего обозревателя, заядлого киномана Алексея Левина. Во второй части вас ждут 30 картин, вышедших в 2018-м году.
Kinoitogi-part2

В первой части, напомню, было 20 лучших фильмов 2017-го, которые по ряду причин удалось посмотреть только в прошлом году. По главному критерию – дате начала национального проката, а при его отсутствии - показу на фестивале или в Интернете, эти 30 картин относятся к 2018-му уже без всяких обиняков. Было бы интересно узнать ваши личные топы, которые вы можете оставлять в комментариях к этому хит-параду.

30. Мой лучший друг

Режиссёр: Мартин Деус

О чем: К благополучному аргентинскому подростку в комнату заселяют парня, сына друга отца, на пару лет старше и явно не отличающегося примерным поведением.

Вердикт: Милая аргентинская картина о взрослении, которая в отличие от большинства других подобных фильмов не скатывается в душераздирающую драму о проблемах ЛГБТ-подростков, с одной стороны, и не превращается в пафосную, исполненную толерантности комедию, с другой. Она просто о подростках и о жизни. И ещё о том, что, может быть, многие скрывают и не признаются, но чувство нежности к близкому другу иногда заставляет мечтать сделать то, что не можешь в силу условностей позволить себе в реальности (ну не до нюхания случайно оставленной рубашки, но о поцелуе в щечку вполне себе), и о том, что какие бы ни были чуткие, заботливые, толерантные родители, у подростков всё равно есть свой мир, в который они предков не пускают.

29. Середина 90-х

Режиссёр: Джона Хилл

О чем: Нередко поколоченный старшим братом парнишка заводит дружбу с ребятами-скейтерами, после чего в его жизни происходят довольно существенные перемены.

Вердикт: Фильм, пропитанный ностальгией как футболка подростка потом после многочасовой поездки на скейте в жару. Главные респекты раздаются Лари Кларку с его «Детками» и каналу МТВ, быстрый монтаж которого и бейсболки повернутые задом наперед создали «стайл» существования тинейджерам ещё на долгие десятилетия вперед. Самому Джону Хилле (это его режиссерский дебют и, надо сказать, он совсем не блин и точно не комом) в середине 90-х было 12, и, возможно, в картине даже есть какие-то автобиографические черты, но даже если это не так, то он чутко и ловко уловил всё то, чем жили подростки 90-х и, в общем-то, чем живут многие подростки сейчас.

28. Рассказ

Режиссёр: Дженнифер Фокс

О чем: Взрослая женщина, благодаря написанному когда-то в школе рассказу, возвращается к событиям, произошедшим в то время.

Вердикт: У фильма, при том, что он довольно незаметно прошел в прокате и не может похвастаться фестивальными успехами, довольно высокий рейтинг на IMDB, и этому есть несколько объяснений. Во-первых, тематика, в силу всех актуальных скандалов о секс-домогательствах и прочих педофильских вещах. Во-вторых, это ясно и внятно рассказанная история, что в кино сегодня бывает крайне редко – с моралью, с четкой драматургией, помноженной на психологию и на чувства, которым веришь. Наконец, Лора Дерн и вся актерская команда создают очень убедительные образы, которые воспринимаешь не умозрительно, а явственно. И это укрепляет доверие.

27. Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"

Режиссёр: Дрю Годдард

О чем: 4 случайных путника останавливаются в отеле на границе двух штатов Невады и Калифорнии. И это оказывается началом кровавого, жестокого и захватывающего действия.

Вердикт: Наконец-то можно испытать полный кайф от того, что кто-то так же, как и ты, считает, что основной закон кинематографа звучит так: «В «мейнстриме» главное драматургия». На сюжет смотришь как на узор на свитере, выходящий из-под умелых рук, быстро мельтешащих спиц и ловких крючков, нанизывающих друг на друга ниточки. Работа идет так быстро, что в некоторых местах ниточки чуть рвутся, при близком рассматривании узор кажется хаотичным, но при внимательном взгляде, когда отходишь на определенное расстояние и выбираешь угол обзора, всё предстает идеальным. Криминал, шоу-бизнес, война, секта, политика, инфернальный, никогда ещё не выглядевший так мерзко Ксавье Долан и получающий тотальное наслаждение от роли плохого парня Крис Хемсворт - и всё это под тканью ретро-мелодий и разгульной жестокости, от которой вдруг першит в носу как от приступа нежности. 

26. Мектуб, моя любовь

Режиссёр: Абделатиф Кешиш

О чем: 3 часа парень по имени Амин ходит по пляжам, дискотекам и барам.

Вердикт: Из 12 человек, пришедших на сеанс, по истечении 3 часов осталось в кинозале 3. Кинематограф Кешиша, если там нет откровенных лесбийских сцен, всё-таки народу мало понятен. Хотя забавно, что режиссер как будто бросает приманку в своей новой картине и начинает её опять с эротической, довольно откровенной сцены, но вот потом, 3 часа персонажи ходят, разговаривают, купаются, пьют, танцуют. Ходят, разговаривают, купаются, пьют, танцуют. Ходят, разговаривают, купаются… Ну, в общем, вы поняли. Кешиш демонстративно не выстраивает историю по типу завязка-кульминация-развязка, он не балует зрителя остросюжетными поворотами, и даже заявленные конфликты так и остаются просто темой для разговора. Его основная задача, чтобы тот, кто смотрит его фильм, вдруг в какой-то момент оказался бы рядом с его героями, «вошел» в ткань повествования и начал проживать жизнь, существующую на экране, как свою собственную. У меня это удалось.

25. Поддержите девушек

Режиссёр: Эндрю Буджальски

О чем: Главный администратор небольшого спортивного бара сталкивается с личными и профессиональными неприятностями.

Вердикт: Поначалу весь этот производственный хаос с девушками в униформе в кафешке, недовольными и напротив клиентами, в преимуществе своём жлобами и быдлом, омерзительными руководителями и прочими житейскими неприятностями воспринимается с трудом. Такое ощущение, что ты оказался в этой самой кафешке, где тебе не очень хочется-то быть, есть желание уйти, а не можешь, потому что двери закрыты. Но ещё немного, ещё чуть-чуть и ты уже даже не замечаешь, как с интересом наблюдаешь за очередной разборкой у соседнего столика, смотришь через окно, как девчонки моют машины на стоянке, следишь за главной героиней, на которую как-то в раз навалилась куча проблем, которую ей приходится разгребать. И понимаешь, что на самом деле весь этот шумный, моментами слишком навязчивый, порой чересчур вульгарный, но иногда такой милый мир тебе по душе, и ты уже полностью в нём. 

24. Реинкарнация

Режиссёр: Ари Астер

О чем: На бедную семью сваливаются жуткие неприятности, дочка погибает, папа сгорает, а мама начинает ползать по потолку.

Вердикт: «Ужастики» сейчас интересны, только если ко всем присущим жанру особенностям они выходят за его пределы и естественно в свою среду вписывают другие направления. Если, кроме скримеров и вздрагиваний, они могут предложить зрителю социальные проблемы или бытовую драму, понятную и прочувствованную многим. Все награды и номинации эта картина получает не за то, как показывают Тони Коллетт ползущую по потолку, а за то, как её героиня переживает драму потери близких и ощущение родственной вины. Отношения в семье и последствия этих отношений - главное в «Реинкарнации», а не то, что какой-то князь тьмы пытается вырваться на волю в наш мир людишек. Поступки персонажей и развитие сюжета зависят именно от того, что происходит в их семье, в их зарытых шкафных скелетах и переживаниях – от чувства вины, любви, досады, а не от того, что бабка занималась какими-то сатанинскими обрядами. Безусловно, лучший «ужастик» года.

23. Наездник

Режиссёр: Хлоя Чжао

О чем: Получивший серьезную травму во время выступления на родео главный герой мечтает как можно быстрее вернуться на арену. Конфликты с отцом и самим собой прилагаются.

Вердикт: Конечно, поражает то, как режиссеру Хлое Чжао удалось убедить героев этой картины рассказать историю, случившуюся со всеми ними, и разыграть её ещё раз для зрителя (все в фильме выступают под своими фамилиями, у главных героев, членов семьи, о которых идет рассказ, она другая, но имена сохранены их собственные). Грань между документальным и художественным кино оказывается практически стёрта ещё в силу того, что актеры делают всё так убедительно и достоверно, что наигранности и непрофессионализма не чувствуется вообще. Самая атмосферная картина года.

22. Дикие мальчишки

Режиссёр: Бертран Мандико

О чем: «Трудных» французских подростков, изнасиловавших и убивших свою учительницу, некий капитан берет на перевоспитание и отправляется с ними на удивительный остров.

Вердикт: Прекрасный микс советских «Детей капитана Гранта» и бдсм-порно с участием несовершеннолетних. Гэй Мэддин встречается с Брюсом Ля Брюсом. Разбрызгивающаяся сперма, цветки в виде фаллосов, к которым припадают нежные подростковые рты, люди, кони – всё смешивается в кучу, и в итоге выходит чудный опус о феминизме, гендерных различиях и возможностях спасти наш, погибающий от насилия мир в стилистике трэш-фильмов начала прошлого века. Здесь есть немного эстетства и чуть-чуть позёрства, но это тот случай, когда ни то, ни другое не выглядит лишним.

21. Утойя, 22 июля

Режиссёр: Эрик Поппе

О чем: Реконструкция трагически известных событий на норвежском острове, где в один из дней раздались выстрелы.

Вердикт: Хочешь не хочешь, а ты представляешь себя на месте героев и думаешь, что делал бы на их месте. Вот они разговаривают о всякой ерунде, флиртуют, едят блин. Выстрелы. Бегут, прячутся под кустом или в проеме скалы. Пытаются дозвониться маме и сказать: «Я тебя люблю». Обнимают умирающего ровесника со словами: «Ты выживешь, всё будет хорошо» и трясут тело, когда его глаза смыкаются навсегда. 71 минута. Бегут, прячутся, прикрываются. Прячутся, бегут… Не может же быть такого. Ну, в течение 71 минуты что-то же можно было сделать. Кто-то же мог эти выстрелы остановить. Прекратить убийства (что? кто? – не ты). Не может быть… Но ты вспоминаешь, что всё так и было, и в ужасе думаешь, что тоже вот так бы бегал, непонимающе озирался по сторонам, пытался куда-нибудь спрятаться, к кому-то прижаться. Фильм о зле. О зле, которое может возникнуть в любой момент, оказаться рядом, и очень хотелось бы знать ответы на вопрос: «Как можно этого избежать? Что сделать для того, чтобы этого не случилось?». Ответов нет.

20. Мстители: Война бесконечности

Режиссёры: Энтони Руссо, Джо Руссо

О чем: Танос хочет истребить половину всех живых существ во вселенной для достижения идиллии. Никогда ещё желания злодеев не были так близки и понятны.

Вердикт: Всё как я люблю: мрак, депрессия, смерти. Новых философских вершин, конечно, очередные «Мстители» не захватили, да и по степени зрелищности не стали флагманом эпохи, но, пожалуй, из современных комиксов это самое выверенное по драматургии и психологии произведение. Не соглашусь и насчет всех претензий по поводу того, что кому-то из героев здесь времени отдано с лихвой, а кто-то появляется мимоходом. Во-первых, все-таки кинофильм имеет временное ограничение, а во-вторых, в любой команде всегда будут главные – на них внимание и сосредоточено. Не забудьте после просмотра фильма зайти на специальный сайт и узнать, а что сделает с вами Танос – пощадит или убьет во славу Вселенной? Меня вот убил.

19. Музей

Режиссёр: Алонсо Руис Палашиос

О чем: Два мексиканских студента из благополучных семей совершают ограбления музея истории.

Вердикт: Хуан Нунез не хочет быть таким же, как его родители (сиречь старшее поколение), он задыхается от традиций и от того, что вокруг ничего не происходит. Вместе с мягкотелым и идущим у него на поводу другом он решает ограбить местный музей антропологии – идеальное воплощение архаики, устоявшейся старины. Хуану необходимо разрушить его, сломать, как он ломает в силу возможностей всё подобное в своей собственной жизни и окружении. Ненавидит Рождество (один из самых традиционных и архаичных праздников, тем более в Мексике), рассказывает детям о том, что никакого Санты Клауса нет, как может, разрывает связь друга с отцом (семья ведь самый главный оплот традиционной жизни). Очередной бунт молодости против укоренившегося и устоявшегося. Бессмысленный и беспощадный? Глупый и нелепый? Режиссер Алонсо Руис Парашиос не дает однозначного ответа, но задает вопрос настолько честно, стильно и проникновенно, что разум киномана не может не аплодировать.

18. Опекунство

Режиссёр: Ксавье Легран

О чем: Разведенные родители судятся по делу об опеке сына.

Вердикт: Режиссер хотел, чтобы его фильм начинался как «Крамер против Крамера», а заканчивался как «Сияние», и это у него без обиняков получилось на все 100%. Давно не видел фильма, в котором социальное наполнение и актуальный смысл (гендерный шовинизм, насилие в семье) так удачно совмещались с жанровой оболочкой. Когда каждая минута заставляет тебя дрожать (thrill) и напрягаться от незнания того, что произойдет в следующую минуту (saspens). Блестящая игра актеров, очень точно подобранные типажи персонажам и практически отсутствие в драматургическом повествовании несостыковок усиливают впечатление от ленты ещё больше.

17. Мадлен, Мадлен

Режиссёр: Жозефин Декер

О чем: Девушка принимает участие в театральной постановке, которая сопровождается скандалами с матерью и осложняется собственными проблемами с психикой.

Вердикт: Первые минут 10 не знаешь, как к этому относиться, как к шедевру или показной претенциозности, но через 15 уже даже не вспоминаешь, что у тебя были проблемы с идентификацией. Взбалмошная, мятущаяся камера выдергивает части героев, куски их лица, тела, эмоций, делает головокружительные кульбиты, вводит нас в рваный ритм, под который, если удается подстроиться, начинаешь получать несравненное удовольствие. Пожалуй, никому не удавалось так достоверно и точно показать внутренний мир подростков, ворваться в него и вывести наружу. Взбалмошный, эмоциональный, экзальтированный, психически нестабильный, несовпадающий ни с реальностью взрослых людей ни со своими ожиданиями от этого мира.

16. Капитан

Режиссёр: Роберт Швентке

О чем: Во время второй мировой войны дезертир немецкой армии, рядовой по званию находит офицерский мундир, который решает присвоить.

Вердикт: О вещи и её влиянии на своего обладателя тысячу раз говорилось в произведениях искусства, о предмете, способном, нет, не менять, а вытаскивать изнутри своего владельца новые качества, тоже, но что интересно, режиссер вносит в свою историю интересные этически-моральные проблемы. Это не просто рассказ о ворующем еду дезертире, надевшем мундир, и после этого с упоением и с восторгом окунувшемся в мир разврата, убийств и ненависти. Оправдывающего себя сначала тем, что то, что происходит всё равно неизбежно, а потом вошедший во вкус и творивший бесчинства и злодейства просто потому, что нравилось, просто «потому, что могу». Он ещё об ответственности и переложении свершаемых деяний на других. Мол, я не один такой, вы все порочны, просто нужны определенные условия которые это докажут. И будете стрелять, убивать, «быть в одной команде». Ломаются даже самые стойкие, преступая через свои человеческие убеждения и представления о правильном. Даже те, кто не надел мундир.

15. Наследницы

Режиссёр: Марсело Мартинесси

О чем: Главная героиня, не слишком приспособленная к окружающей жизни, оказывается перед проблемами, после того, как её близкая подруга отправляется в тюрьму.

Вердикт: У латиноамериканских кинематографистов поразительное умение снимать о женщинах, скажем так, пожилого возраста какие-то совершенно пронзительные и эмоционально сильные фильмы. Из последних можно вспомнить чилийскую «Глорию» или бразильский прошлогодний «Водолей», в этом году к ряду этих картин присоединяется парагвайская «Наследницы». И самое удивительное, что историю пожилых женщин ты постоянно примеряешь на себя, находишь созвучные мотивы. Переживаешь похожие эмоции, наконец, испытываешь те же самые чувства, что главная героиня. И ты в какой-то момент плачешь от бессилия вместе с ней, хотя тебе ещё далеко до 60 и ты совсем не женского пола.

14. Восьмой класс

Режиссёр: Бо Бёрнэм

О чем: Всё о том же. Первая любовь, проблемы с отцом, попытка понять «кто ты, кто ты такой». Ну, в данном случае такая.

Вердикт: 13 лет. Возраст, в котором, наконец, вдруг становится важным выделиться, зафиксировать себя в обществе, стать чем-то большим, в сравнении с участью милой домашней зверюшки, дарящей радость родителям и прочим родственникам. А ещё это тот возраст, в котором вроде бы прописные истины и социальные законы становятся собственными откровениями, которыми хочется поделиться. И тот, в котором родителям сложно понять, что же с тобой делать и как себя вести, и вообще быстрее бы быстрее бы тебе стало 20. И тот, в котором можешь столкнуться с манипуляцией и насилием, которое будет казаться невинной шуткой, и в силу отсутствия опыта не знать, как с этим справиться. И тот, в котором сказать правду становится не просто достижением, а настоящей победой в преодолении своего замкнутого мира и себя. И вот в этом году (а может и в десятилетии) об этом возрасте лучше данного фильма никто ничего не сказал. По крайней мере, живущая внутри меня 13-летняя девочка, громко аплодировала от счастья и всему безоговорочно верила.

13. Черный клановец

Режиссёр: Спайк Ли

О чем: Чернокожий полицейский вступает в ряды ку-клукс-клана.

Вердикт: Спайк Ли конечно действует в лоб и прямолинейно. Но умудряется даже при такой тактике делать это изящно и грациозно. Про убедительность и действенность я не говорю – это само собой разумеется. История про чернокожего, ставшего членом Ку-клукс-клана, и его напарника еврея, вынужденного в обществе дегенератов-националистов поносить «черножопых» и «пархатых», наполнена юмором, социальным смыслом, сопоставлением с современной действительностью (действие картины происходит в 70-е года 20 века) и выглядит абсолютно ясным и полновесным высказыванием на тему, которая до сих пор остается злободневной. Фильм, в котором, даже если бы были какие-то минусы, просто не хочется их искать, ещё больше радует, что этих минусов там нет.

12. Американские животные

Режиссёр: Барт Лейтон

О чем: Четверо американских студентов из благополучных семей совершают ограбление библиотеки.

Вердикт: Это один из самых изобретательных, сюжетно складных, психологически проработанных, эмоционально покоряющих и вовлекающих в себя фильмов года. Совмещение интервью реально существовавших героев с игровыми моментами - прием, конечно, не новый, но здесь работает на все 100%. Осознание глупости вытворяемого персонажами и в то же время понимания, что ты вполне мог попасть в такую же передрягу (или даже попадал, ну может быть с гораздо менее печальными последствиями), приковывает тебя к сюжету напрочь. Ну и наконец, осмысление, что большую часть своей жизни ты пытаешься уйти из вольного мира в глубь заброшенных пещер, даже если тебе этого не хочется, роднит тебя и с американскими животными, и с жителями из Кентукки/Кемерова и с прочими обитателями земного шара.

11. Догмэн

Режиссёр: Маттео Гарроне

О чем: Работника собачьего салона кидает на деньги после совершенного ограбления его близкий друг. Тот не может это оставить без ответа.

Вердикт: Режиссер Маттео Гарроне сравнивает своих героев с собаками. Вот главный персонаж, например, дворняжка. Из тех, которые постоянно трусят рядом с другими собаками, ища от них то ли поддержки, то ли дружбы. Заискивающе смотрят в глаза другим псам, стеснительно отходят от миски, когда более сильный зарится на их косточку, затравленно бегут в убежище, когда получают трепку от тех, кто поклыкастей, позубастей и поголосистей. Этот человек-собака из картины жалок, неприятен, но нельзя сказать, хороший он или плохой. А ещё там есть невоспитанный, не способный к дрессуре, свирепо-глупый, зато мощный бульдог с которым приходится главному герою вступать в схватку. И заканчивается всё пронзительным финалом, в котором дворняжка сидит в одиночестве, смотрит полными непонимания того, что будет дальше, глазами и скулит. Не думая о своем существовании и не размышляя, что пошло не так и что можно было бы изменить, потому что она этого делать не умеет. Ведь непонятно, кто сейчас ей будет давать сахарную косточку и у чьей сильной лапы можно будет искать защиту.

10. Зверь

Режиссёр: Майкл Пирс

О чем: Любовника главной героини обвиняют в многочисленных убийствах, во что она не может и не хочет верить.

Вердикт: Британский триллер как мы его любим. Четко продуманная и с блеском рассказанная история. Отличные психологические типажи и ловушки. Блестящая актерская игра (Джесси Бакли просто потрясающая). И зверь здесь, конечно, не маньяк, убивающий девушек, а сама главная героиня, которая рычит, когда её загоняют в угол, выбирает людей по запаху и животными инстинктами готова защищать тех, кто ей дорог. Но когда приходит время показать, что отличает зверя от человека, она это продемонстрирует, будьте уверены. Вот об этом – о том, что отличает нас людей от животных, о том, что у нас с ними общего и как это влияет на нашу жизнь, в итоге вся эта история про то, как Молл встретила свою любовь. Тоже, знаете ли, животный инстинкт.

9. Счастливый Лазарь

Режиссёр: Аличе Рорвахер

О чем: Когда отзывчивый и добродушный парень Лазарь падает с обрыва, он не разбивается. Встает живехонький и отправляется на поиски своих земляков, живших с ним в крошечной итальянской деревушке.

Вердикт: Кино по-итальянски несколько суматошное, даже хаотичное, с размахиваниями руками и эмоциями, с вычерченными как римский нос на профиле персонажами, с сюжетной канвой, в которой действие выглядит несколько несуразным, как в обычной обойме местных картин. Но у Рорвахер получается невозможное. Облекая свою историю в фолкообразную форму, она в какой-то момент достигает поразительного сочетания трагедийного, социального и человеческого (эмоционального). Перед нами предстает притча, над которой ты посмеивался, и которая вдруг доводит тебя до слез. Рорвахер не открывает новых истин и не претендует на написание новых заветов, она может немного прямолинейно, но очень точно, чувственно и красиво напоминает нам о вечных ценностях.

8. Под Сильвер-Лэйк

Режиссёр: Дэвид Роберт Митчелл

О чем: Дело было вечером. Делать было нечего. А тут знакомая девушка пропала. Почему бы не отправиться на её поиски.

Вердикт: На эту весело-зловещую постмодернисткую конспирологическую дичь смотреть не просто удовольствие, а какой-то непроходящий экстаз. Расслабленный обалдуй (Гарфилд чудесен), любитель подглядывать за девушками у бассейна и верящий в теории заговора весь фильм расследует пропажу случайной знакомой, которую увидел у того самого бассейна. За время поисков он изобьет в кровь и испинает мальчишек, помастурбирует, познакомится с Королем бомжей, удостоверится, что теория заговоров существует, наестся наркотиков с печенюшками, изобьет Иисуса, кое-что узнает о сектах, получит струю вонючей смеси от скунса, запах которого будет весь фильм следовать вместе с ним, разочаруется в бунтарском духе и хитах группы «Нирвана». Режиссер как будто нарочно по ходу действия бросает некоторые линии и принципиально не отвечает на казалось бы важные вопросы, заводит действие в какие-то неудобоваримо странные дебри, вставляет порой куски ненужные, ничего не объясняющие и ничего не добавляющие к основному действию – но делает всё с такой необязательной и поразительной легкостью, что в итоге это не раздражает как обычно, а очаровывает и увлекает.

7. Лето 84

Режиссёры: Франсуа Симар, Анук Висселль, Йоанн-Карл Висселль

О чем: Подросток подозревает местного полицейского в похищении и убийствах своих сверстников, участившихся в последнее время.

Вердикт: Начинающийся как стандартный второсортный фильм о подростках, разговорами о сиськах и листании порножурналов фильм в итоге оказывается программным и самым точным высказыванием современного кинематографа о том возрасте, когда «мам, мне уже 15, меня можно не целовать перед сном». Возрасте, который сочетает в себе упёртость (или упрямство), невероятное желание достичь своей цели во что бы то ни стало (из-за ослабления инстинкта самосохранения в том числе) и понимание, что в этом возрасте даже в тот момент, когда кажется, что всё плохое закончилось, оно только начинается. Так было в 80-е, так происходит и сейчас. Потрясающая атмосфера и отличный саундтрек, где есть место и порножурналам и обсуждениям сисек. Возраст такой.

6. Человек, который удивил всех

Режиссёр: Наташа Меркулова, Алексей Чупов

О чем: Житель деревни узнает, что он смертельно болен. Чтобы избежать встречи с костлявой старухой герой решается на очень странный поступок.

Вердикт: В фильме раскрывается весь набор патриархально обусловленного гендерного шовинизма по давно известному порядку: непонимание, унижение, озлобление, насилие. Конечно, в первую очередь, здесь разговор об отношении толпы к тому, что не вписывается в её понимание, в веками сформированный порядок вещей, в менталитет (ужасное, но иногда очень правильное слово) моральных уродов. И ты смотришь на это, ужасаешься, иногда ревешь и хочешь чувствовать гнев, а чувствуешь только обреченность. Как и «Интимные места», прошлый фильм режиссеров, «Человека» не слишком сложно понять, там шла речь о лицемерном ханжестве и возможной открытости в обществе подавляемой и табуированной сексуальности, здесь о возможности принятия и понимания. Но в своей новой работе Чупов и Меркулова говорят более хлестко и зло. Жаль только, что в настоящий момент в современной России повлиять это ни на что не сможет.

5. Пылающий

Режиссёр: Ли Чхан-дон

О чем: Герой встречает девушку, влюбляется в неё, а она пропадает при странных обстоятельствах. Надо отправляться на её поиски.

Вердикт: О чем говорит режиссер? О любви? О разных типах отношений между мужчиной и женщиной? О неустроенности? О том, что маленький человек может в этой жизни, и насколько далеко может пойти? О наследственности и, несмотря на все внешние различия о том, что «яблоко от яблони», ну, сами знаете, на каком расстоянии? О поисках себя в жизни и другого человека в ней же? О возможностях и желаниях? Режиссер дает волю – разбирайтесь! Медитативное и не слишком быстрое развитие событий естественно завершается взрывом, который оглушает тебя и ещё долго оставляет в состоянии прострации.

4. Человек на луне

Режиссёр: Дэмьен Шазелл

О чем: Обо всём том, что привело к сказанной знаменитой фразе: «Маленький шаг для человека, огромный шаг для человечества».

Вердикт: Без сравнения нового фильма Шазелла с нашей космической дилогией «Салют 7» и «Время первых» не обойтись. Потому что некоторые моменты совпадают прямо-таки со 100% точностью – и записанные на всякий случай некрологи на живых космонавтов (астронавтов), и пожар на корабле, и нештатные ситуации с нажиманием на ряд мигающих кнопочек, и сидящие напряженно перед радио (телевизорами) супруги, поджидающие своих героев дома. И вот смотришь и думаешь, почему в наших картинах куча спецэффектов, каких-то придуманных дополнительно драматургических действий, гиперболизированная актерская игра, которая вроде должна действовать на зрителя, а элемент сопереживания, волнения практически не возникает. А вот смотришь, как молчащий Гослинг сидит в своем летном кресле и морщит лоб, – и сам от волнения морщишь. И вот в чем, как мне кажется, причина. Потому что наши снимают подобное кино всегда о системе, благодаря или вопреки которой происходят все события. А Шазелл снимает фильм о человеке и взаимодействии его с другими людьми. Потому что наши фильмы нужны системе – напомнить о великом прошлом, вызвать чувство патриотизма, запечатлеть страницу истории. А Шазелл снимает фильм о человеке и о том, как ему сложно, больно, радостно. И поэтому нам не показывают Армстронга втыкающего американский флаг в лунный грунт (теперь подумайте, что бы мы увидели, если бы снимали это кино в России), а показывают папу, который в память о погибшей дочери бросает туда её бусики. И здесь нет никакой патетики «повести о настоящем человеке», а есть просто рассказ о парне, которому просто удалось оказаться в этой ситуации. А этому всегда доверяешь гораздо больше.

3. Рома

Режиссёр: Альфонсо Куарон

О чем: История Мексики в определенный временной период, показанная через жизнь обычной служанки.

Вердикт: Это классическое кино большого стиля. Все режиссеры высшего эшелона мечтают снять подобный фильм, который даже может быть не откроет новые горизонты в искусстве, не станет прорывом, но зафиксирует по максимуму на здесь и сейчас их профессиональную и человеческую состоятельность. Куарон это сделал. Потрясающая проработка деталей, с многослойными панорамами, в которых каждый миллиметр выверен настолько, что это приводит тебя в чисто киноманский восторг и поклонение. Стильная черно-белая картинка, в которой, кстати, красоты Мексики не теряются, а наоборот подчеркиваются и воспеваются. Идеальная режиссура, заводящая весь этот механизм и превращающая его в настоящую историю, в которую окунаешься и в которой живешь. Единственная проблема, что иногда идеальное очень сложно прочувствовать эмоционально, ты смотришь на это великолепие, восхищаясь, но на другие эмоции сил больше не хватает. «Рома» меня в итоге проняла. Но случилось это уже по истечении полутора часов. Хотя, наверное, самое главное, что случилось.

2. Лето

Режиссёр: Кирилл Серебренников

О чем: Виктор Цой, Майк Науменко и девушка между ними. А музыка прямо в них.

Вердикт: Время, в котором новое поколение, то самое, переставшее молчать по углам и посмевшее петь, создаёт новую эпоху и новую страну, передано в фильме потрясающе. Атмосфера забитого (забытого) страха и новых надежд, атмосфера перемен, которых требовали сердца и глаза. Так что для меня, в первую очередь, это кино о свободе – о личной, личностной, общественной, интимной. О границах, которые ты при получении этой самой свободы можешь перейти, и соответственно об ответственности, которая появляется в связи с этим. Фильм заряжает особым оптимизмом и какой-то легкостью, несмотря на то, что периодически глаза оказываются на мокром месте, но в то же время не дает забыть о том, что «весь этот рок-н-ролл» может быть совсем недолговечным. Одних молчаливых романтиков хваткие менеджеры могут превращать в прожженных прагматиков, и это не сильно отличается от мужиков в строгих костюмах, следящих на концертах, чтобы кто-нибудь из зрителей не поднял слишком высоко руки. А другим просто проламливают череп. Так что лето имеет обыкновение заканчиваться. «Скоро кончится лето, это…».

1. Между рядами

Режиссёр: Томас Штубер

О чем: Парень приходит работать в огромный супермаркет и влюбляется в прелестную девушку из соседнего отдела.

Вердикт: Вероятно, это о чем-то говорит, но фильмы, ставящие во главу угла возможности и трудности коммуникации, пути сближения и сосуществования вместе и в обществе, оказываются для меня самыми важными и эмоционально задевающими. В прошлом году это были «О теле и душе», в этом, на первый взгляд, тихая и скромная немецкая лента, которую лично я сначала смотрел как триллер, а затем как душераздирающую человеческую драму. Кто бы мог подумать, что действия машины-погрузчика, которая ездит по огромному супермаркету, могут оказаться интересней любой самой закрученной интриги лихого боевика, а немногословный герой, привыкающий к обществу, в котором он пытается выстроить нормальную жизнь, вызовет эмоций и переживаний больше, чем любой супергерой из комикса. Это очень умное, атмосферное и чуткое кино. Которое не топит зрителя в жалости, но возвышает его своей нежностью и достоверностью.


+1


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать