Лучшие фильмы года: 2018. Часть 1

 03 Янв 2019г.    02:58:06     457

Наш музыкальный обозреватель Алексей Левин, который каждый месяц выдаёт списки лучших альбомов, уже во второй раз, являясь, ко всему прочему, заядлым киноманом, дарит нам итоги киногода. В первой части вас ждёт список из 20 фильмов, вышедших в 2017-м, но посмотренных в ушедшем году.
Best-Films2018-1

Прежде чем огласить вердикт, хочется дать общую оценку. И надо сказать, год был просто потрясающий. Обычно в последние лет пять в середине декабря сидишь такой и думаешь, боже мой, что за ужасный киногод. Хороших фильмов нет, ничего выдающегося режиссеры не поставили, кругом одни уныние и тоска. Лишь последние 2 недели смотришь как сумасшедший пиратские новинки всяких фестивальных хитов и претендентов на «Оскар», и тогда более менее вырисовывается какой-то приличный топ. В 2018 в течение всего года появлялись фильмы, которые в итоге в список лучших попали. И с каждой новой картиной сердце киноманское хотело петь и радоваться. При этом я не посмотрел ещё много лент, вполне способных потеснить те, что есть. Пока за пределами моего внимания оказались «Магазинные воришки», «Фаворитка», «Зеленая книга», «Слон сидит спокойно» и ещё с десяток заметных картин. Но пусть они уже будут радовать в новом, 2019 году. А пока то, с чем у меня сейчас всю оставшуюся жизнь будет ассоциироваться ушедший 2018.

Как всегда в моем рейтинге 2 списка. Картины, которые вышли в 2017 году, но посмотреть я их смог только в этом. И соответственно, фильмы 2018 года выпуска. Сначала был соблазн сделать общий список по примеру Европейской киноакадемии, которая, ничтоже сумняшеся, объединяет фильмы двух лет, или американских кинокритиков, спокойно включающих в свои рейтинги даже ленты позапрошлого года. Но в итоге от этой идеи я отказался. Те эмоции, которые были в начале года при просмотре релизов 2017 года, никак не сравнишь с впечатлениями, возникшими после фильмов 2018. Он не хуже, не лучше, они другие. Насчет определения даты выхода картин, всё довольно просто. Имеет значение старт национального проката, а при его отсутствии время показа на фестивале или в недрах Интернета. Поэтому, например, «Зама» у меня в 2017, так как в Аргентине он стартовал именно в прошлом году, а «Зверь» в 2018. Картина начала свою фестивальную историю более 24 месяцев назад, но национальный прокат у нее начался в этом году.    

20. Зама

Режиссёр: Лукресия Мартель

О чем: О мытарствах чиновника, ждущего решения своей судьбы в какой-то южноамериканской глубинке. Будут поиски разбойника и осознание важности жизни как таковой.

Вердикт: Затягивающая как трясина песка пустыни история чиновника, пытающегося безрезультатно вырваться из унылой и загнивающей провинции, теряющего не смысл, а саму жизнь и обретающего её в самых удивительных условиях, поставлена настолько гипнотически выверено, что, с одной стороны, ловишь кайф от того, что кто-то постоянно теребит твой мозг и эмоции, а с другой – думаешь, сколько бы ты ещё смог подобного кафкианско-беккетовского безумия вынести в силу своей синефильской выносливости. 

19. Форма воды

Режиссёр: Гильермо Дель Торо

О чем: Новая версия «Человека-амфибии», поставленная в американо-шпионском ключе.

Вердикт: «Оскаровский» спор между «3 билбордами» и этой несколько удивительной в своём идеализме для постановщика «Лабиринта Фавна» мармеладно-романтической сказки ожидаемо разрешился в пользу последней. Фильм Дель Торо - не только чудная атмосфера и отличные актеры, но и оммаж американскому кинематографу, начиная со шпионских картин 60-х годов и заканчивая классическими голливудскими мелодрамами и мюзиклами, которые режиссер и цитирует, и вставляет кусками, и заново экранизирует. Стиль ретро с оглядкой на Золотой век фабрики грёз, воплощенный с очевидной любовью и восхищением, покорил большинство академиков, да, в общем-то, и зрителей. 

18. Очень темные времена

Режиссёр: Кевин Филлипс

О чем: Подростковая дружба проверяется появлением трупа, к процессу создания которого оба друга имеют отношение.

Вердикт: Что является названием фильма понятно – подростковый возраст, который является временем, в котором ты не можешь на 100% знать, что ждать от человека, который сам не знает, что от себя ждать. Импульсивность и алогичность поступков, отношение к смерти как категории такого же приемлемого свойства, как и существование (для подростков это обычная, возрастная идеологема). Сегодня ты можешь поедать «скиттлс» и вполне серьезно приводить доводы, почему он лучше «сникерса», а завтра пойдешь махать топором направо и налево. Одним из достоинств картины является то, что она каким-то удивительным образом позволяет взрослым (вероятно, по памяти и сохранению воспоминаний) отражать детали и моменты, присущие только подросткам, ну а в конце фильма ты вместе с создателями, пережив весь ужас, искренне радуешься тому, что сам смог выйти из этого «очень темного времени» живым и невредимым. 

17. На пределе

Режиссёр: Фатих Акин

О чем: Потерявшая во время теракта сына и мужа героиня мечется между правосудием и местью.

Вердикт: Здесь нет никакой артхаусности и авторской замысловатости – но есть умение четко держать темпоритм, логично и достоверно прописывать персонажей и историю, эмоционально воздействовать на зрителя не только трагедией, но и доверием к поведению персонажей и постановке этических и моральных вопросов. Чаще всего это оказывается гораздо важнее, чем изощренные игры в «искусство». Актуальный социальный месседж и психологическая глубина не оставляют вопросов, почему «Золотой глобус» достался именно этой картине, на удивление всех тех, кто за фаворита её явно не считал. 

16. Фантастическая женщина

Режиссёр: Себастьян Лелио

О чем: В жизни главной героини происходит печальное событие, умирает любовник. Ей предстоит встреча с семьей умершего и со своими страхами и комплексами.

Вердикт: Доживем ли мы до того момента, когда у нас смогут снимать фильмы подобного рода, в котором трансгендеры будут представать людьми, вызывающими уважение, сопереживание, сочувствие. Потому что, судя по фильму, Чили в отношении к ним в обывательском смысле особо-то от России не отличается. Презрение, ненависть, бесстыдное любопытство – причем проявляемое открыто, явно, в порядке вещей. Героиня ко всем этим проявлениям привыкла, она воспринимает это как данность, занимаясь боксом и колотя дома грушу, она даже не пытается вступить в драку со своими насильниками, решившими наказать этого «педика», потому что, несмотря на свою силу – и физическую и натуры, она ощущает враждебность общества. Его отрицание и неприятие. Она всегда в позиции обороны, всегда готова к проявлению агрессию. Готова к тому, что её изобьют, арестуют, в очередной раз при медицинском осмотре будут с интересом заглядывать между ног. И при этом не отказывается от своего выбора, от своего предназначения и природы. Идя по жизни, преодолевая всё это, доказывая, что она фантастическая женщина.

15. Три билборда на границе Эббинга, Миссури

Режиссёр: Мартин МакДона

О чем: Потеряв дочь, жительница провинциального американского городка заказывает 3 билборда, на которых пишет обвинения в адрес полиции, не способную найти убийцу.

Вердикт: Трудно представить более актуальный фильм в эпоху #MeToo. Главная героиня – сильная женщина, кивки в сторону феминизма, задетые темы домашнего и сексуального насилия. Но кроме того, что сюжет в тренде и актуальность достигает 100 уровня, режиссура и актерская игра (особенно Фрэнсис МакДорманд) соответствуют им в полной мере.

14. Странные

Режиссёры: Кристофер Рэдклифф, Лорейн Волкштейн

О чем: Юноша и подросток едут на машине по американским дорогам. Возможно, братья, а может, и нет.

Вердикт: «Когда я думаю, что я сплю, оказывается, что я не засыпал, и затем уже нельзя понять, что реальность, что сон или.. забей…». Режиссеры взяли за основу сюжет собственной короткометражки, снятой 6 лет назад, и получилось до засасывания в трясину атмосферное кино, этакий подростковый нуар, в котором каждая новая поступающая информация переворачивает всё то, что было до этого, но с которой никогда не узнаешь, насколько ей можно доверять. До великолепия странное кино.

13. Газета (Секретное досье)

Режиссёр: Стивен Спилберг

О чем: Издательнице крупной газеты надо принять решение, будут ли они печатать материалы, которые бросят тень на американское правительство.

Вердикт: Это, конечно, «дедушкино кино». Но знаете, иногда дедушки в силу прожитых лет с наличием безмерного опыта и знаний говорят очень правильные вещи. И к ним надо обязательно прислушаться. Так что пусть в плане подачи сюжета и героев, изобразительности и морально-нравственной оценке оно «дедушкино», синоним - довольно анахроничное, но в данном случае это скорее плюс, чем минус. Спилберг основательно, по крупинке, скрупулезно разворачивает историю, которая сначала может ввести в сонный ступор и позевывание от скуки, но с каждой минутой, вовлекаясь в действие, ты всё чаще начинаешь поёрзывать не от недостатка экшна, а от переживаний за происходящее. 

12. Проект "Флорида"

Режиссёр: Шон Бэйкер

О чем: несколько дней из жизни обитателей социального жилья, где дети предоставлены сами себе, а мамам иногда приходится зарабатывать на жизнь проституцией.

Вердикт: Поразительное умение вовлечь смотрящего в мир своих героев, поместить его на время фильма в показываемую среду и ощутить своей кожей и всеми другими органами жизнь персонажей, становящимися на 2 часа соседями, при всём их отличии от тебя и твоей привычной жизни, работает здесь на все 100%. При этом нет никакого нажима, морализаторства или попытки оправдать своих героев. Честное и хлесткое кино для сытых благополучных обывателей.

11. Зимние братья

Режиссёр: Хлинюр Палмасон

О чем: От самогонки, которую гонит один из братьев-шахтеров, умирает рабочий. Герой оказывается в ситуации изгоя.

Вердикт: На героях – на голове, одежде - постоянно белая пыль, то ли пепел, как будто они в аду, то ли снег, из мерзлоты которого не выбраться. На самом деле, известняк, добываемый персонажами в замкнутых пространствах, где свет с трудом пробивается от включенных фонариков, а эмоции скапливаются как метан в других шахтах, способный вот-вот взорваться. Там холодно, неуютно, промозгло. И это в каждом кадре, в каждом действии, в каждом слове. Неровный и не совсем отрефлексированный фильм, с обычными проблемами для дебютов, с открытым финалом и со странными, не всегда объясняемыми режиссером сценами, но при этом очень цепко привязывающаяся к тебе и твоему сознанию картина. 

10. Темные времена

Режиссёр: Джо Райт

О чем: Черчилль решает вопрос, подписывать ли мирный договор с фашистской Германией или нет.

Вердикт: Фильм казался перед просмотром прямолинейной арт-пропагандой, и сомнений в том, что главным героем здесь будет грим Гари Олдмана, не было никаких. К счастью, Джо Райт не подвел и сумел снять отличное кино, в котором даже топорно-патриотические сцены смотрятся довольно естественно и достоверно. Ну и очень обрадовало, что фильм в итоге вышел не о том, как Олдмана за 3 часа можно превратить в Уинстона Черчилля, а о том, как человек принимает решение, разрываясь между своими убеждениями и верой и, с другой стороны, общественной ситуацией, «нуждами государства» и мнениями коллег-политиков. И вот за этой борьбой в себе и своих мыслях, что будет правильно, а что нет, намного интересней следить, чем за любой самой захватывающей погоней и бешеной перестрелкой.

9. Чудо

Режиссёр: Стивен Чбоски

О чем: Обезображенный генетической болезнью мальчик в первый раз идет в обычную школу.

Вердикт: В одном из разговоров о кино, собеседник высказал мысль, что иногда коммерческие фильмы, простые и ясные, рассчитанные на широкую аудиторию, вдруг оказываются куда глубже, чем какие-нибудь фестивальные хиты (априори же существует мнение, что арт-искусство в смысле глубины куда более глубокое). И вот эта картина лучший для того пример. Мы что, перед просмотром не знали, как всё тут будет? Главный герой столкнется с проблемами, но, благодаря дружбе, обществу и своему характеру, пройдет через все испытания и социализируется в полной мере. Вроде бы просто как три копейки. И вот когда авторы умудряются эту мелочь инвестировать в историю, в которой акценты и сделанные выводы будут сделаны настолько чутко, что ни на секунду не смутят своими пафосом, человеколюбием и толерантностью (потому что они не деланно «правильные», а на самом деле искренние), то на выходе получается миллион. 

8. Горе-творец

Режиссёр: Джеймс Франко

О чем: История экранизации одного из худших фильмов в истории человечества «Комната» культового, в самом плохом смысле этого слова, режиссера Томми Вайсо.

Вердикт: Джеймс Франко снимает, конечно, не о Томми Вайсо. Для режиссера самым главным и важным в повествовании является «дружба». Не важно, какой ты, что у тебя получается, а что нет, что говорит общественность и как тебя воспринимают другие, если рядом с тобой настоящий друг, то даже провал вместе с ним можно превратить в победу. Дружба важнее отношений («у нас с ней не срослось»), дружба важнее предрассудков окружающих («что вас заинтересовало в моем сыне?»), ну и друг в беде не бросит, лишнего не спросит, и тогда, даже пусть сначала все над тобой будут смеяться и потешаться, в итоге одна из звезд снимет о тебе картину, а сам ты окажешься на награждении «Золотого глобуса». Не потому, что ты снял фильм, а потому, что у тебя был настоящий друг. И вот про это Франко не мог не снять ленту. Очень смешную, немного сентиментальную и чертовски правдивую. 

7. Божья земля

Режиссёр: Френсис Ли

О чем: На английскую ферму приезжает румынский рабочий, с которым у сына хозяина завязываются романтические отношения.

Вердикт: Удивительно, но простые и незатейливые фильмы о любви, если они сделаны с умом, тонкостью и невероятной чувственностью, даже в 21 веке не теряют актуальности и, несмотря на отсутствие социальных и других актуальных отсылок, могут завоёвывать сердце зрителя. Этот скромный английский фильм называют новой «Горбатой горой», что не совсем верно. В фильме Энга Ли общественный фон и принятие гомосексуальности героев окружающими играло одну из важнейших ролей, что на сегодняшний день потеряло свою напряженную актуальность. Да, в «Земле» основной персонаж скрывает свою ориентацию, но, скорее, из-за невозможности до конца принять самого себя, чем из-за страха перед окружающими. Маленькое село, ферма, один-единственный бар с пьяным «люмпенским» наполнением – перед кем тут себя раскрывать-то? Да и фильм, скорее, не о проблемах принятия гомосексуальности, даже самими собой (это для героев, в общем-то, не представляет большой сложности), а об умении любить. О том, как похоть и справление физиологических нужд вдруг могут перейти в, казалось, недоступные тебе проявления, такие, как нежность, забота, внимание. И это по настоящему трогает.

6. Тоска

Режиссёр: Шаби Габизон

О чем: Главный герой узнает, что у него погиб сын, о котором он вообще не знал.

Вердикт: Фильм об упущенных возможностях; о том, как могла сложиться та или иная жизнь в альтернативных вариантах; о безразличии родителей к своим детям, о которых надо заботиться при жизни, а не спохватившись делать это после смерти; об иллюзии создания впечатления продолжения их жизни хотя бы в собственных фантазиях и расставаниях с этими иллюзиями. И ты смотришь. Смеешься. Потом плачешь. Чувствуешь боль. И в итоге ценишь это и принимаешь с любовью – всё как задумывал режиссер. 

5. Патти Кейкс

Режиссёр: Джереми Джаспер

О чем: Белокожая девчонка-рэпер пишет песни с помощью своего индийского друга и даже бабушки.

Вердикт: Кто бы мог подумать, что обычная подростковая история о довольно крупной (толерантность превыше всего, поэтому слова жирная, толстая писать не могу) белокожей девчонке из провинциальной дыры, умеющей бойко речитативить и мечтаюшей стать королевой рэпа, вдруг окажется самым драйвовым фильмом 2017 года, от которого на километр веет какой-то небывалой свежестью и лихостью, смешанной с азартом. По большому счету, практически ремейк нашего лиозновского «Карнавала» (сравните сюжетные линии, они просто идентичны) за всеми этими факами, татуировками и тусовками очень точно и достоверно, без всякого нажима, назидательности и нравоучений говорит и о семейных ценностях и об умении добиваться поставленных целей, и о возможностях преодоления себя, и о дружбе, и о лицемерии, и о точности посыла «не создавай себя кумира», и ещё о куче вещей, которым важно знать не только подросткам, но и взрослым.

4. Ана, любовь моя

Режиссёр: Калин Питер Нецер

О чем: Очередная история отношений – от знакомства до распада.

Вердикт: Как проходит путь от молодости, беззаботности, воодушевления друг другом и любви в начале до болезненной зависимости, безразличия, психозов и лысины на голове в конце. Калин Питер Нецер шаг за шагом ведет своих героев по этому пути, заставляя зрителя идентифицировать себя то с одним, то с другим персонажем, находить в себе черты истеричной Аны и жертвенного Томы, его же психопатии и её хладнокровия перед неизбежным. Немного смущает такая любовь режиссера к психоанализу и психоаналитикам с их кушетками, но, с другой стороны, это хотя бы не превращает всю историю в беспросветный мрак, из которого нет выхода. 

3. Я, Тоня (Тоня против всех)

Режиссёр: Крэйг Гиллеспи

О чем: Знаменитая для спортивного мира история, как известная фигуристка Тоня Хардинг оказалась замешана в скандал с нападением на свою соперницу.

Вердикт: Картина Крейга Гиллеспи выглядит как фееричное выступление в произвольной программе. Здесь всё настолько легко, драйвово и в то же время умно и художественно разнообразно, что просто дух захватывает! Тройной лутц – под оболочкой незатейливой истории разговор на серьезные темы об «американской мечте», о семейных ценностях, о преодолении себя со всей актуальной повесткой в виде домашнего насилия и работы СМИ в современном обществе. Тройной сальхов – узнаваемые типажи, в которых нельзя не разглядеть знакомых тебе людей, что на раз повышает доверие к происходящему. Тройной риттбергер – чисто художественное пиршество, напичканное монтажными примочками и режиссерскими придумками. Тройной Аксель – бесподобные Марго Робби и Эллисон Дженни. И всё безупречно чисто, органично и технически совершенно. 5,9 за технику и несомненные 6,0 за артистизм.

2. Призрачная нить

Режиссёр: Пол Томас Андерсон

О чем: Жизнь известного модельера-отшельника очень сильно меняется, когда в ней появляется женщина.

Вердикт: В Интернете есть подборки фильмов с названиями типа «с безупречным вкусом», через год-два эта картина Пола Томаса Андерсона будет там, безусловно, на первых местах. Смотреть на то, как элегантно режиссер плетет кинонитью свою историю это, конечно, что-то из раздела высшего удовольствия для киномана – некоторые сцены, как, например, показ платьев в доме главного героя, просто из разряда «от кутюр», каждый кадр, каждая склейка, каждое движение героев вызывает вздох восхищения и восторга. Что касается самой картины, то она во многом продолжает тематику предыдущего фильма режиссера «Мастер» об отношениях двух людей, которые находятся в зависимости друг от друга в неком садо-мазохистском контексте – подчинение и доминация, влияние и презрение. Пол Томас иронично вскрывает пласты сексизма/патриархальности и на свой куртуазно-аристократический лад перепевает всем известный пошлый мотив «Без женщин жить нельзя на свете нет».

1. Фокстрот

Режиссёр: Самуэль Маоз

О чем: Отец получает известие о том, что его сын-солдат погиб. Пока безутешный мужчина пытается справиться с горем, отпрыск, живой и невредимый, продолжает нести свою службу…

Вердикт: Вы заметили, что если фильм вдруг становится для тебя событием и представляется нечто большим, чем просто хорошей картиной, о нем обычно говоришь какими-то общими фразами. Сложно вдруг вычленить какую-то основную идею и посыл, который оказался для тебя так важен и нужен. О жизни и смерти, о любви и расставаниях, о слабости и силе, о страхе и отваге, о мире и войне. Израильское кино вновь с какой-то непостижимой особенностью скрещивает серьезный разговор и шутку. Всё показанное и рассказанное в фильме можно вывести как анекдот, но здесь он предстает (при сохранении некой абсурдистской иронии) эмоциональной, опустошающей трагедией, в которой если и будет смех, то сквозь слезы, застилающие глаза. Для меня во многом этот фильм о случайностях и закономерностях, которые происходят с нами и с теми людьми, которых мы любим и знаем. О том, в принципе из чего и состоит наша жизнь. И это тоже общая, банальная фраза. Никогда ещё порножурнал, верблюд и банка газировки так мощно и глубоко не говорили о смысле жизни (или его отсутствии). Это потрясающее кино, и мне немного жаль тех, кто этого в итоге так и не поймет. 


+1


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать