Живые выступления 2018

 14 Авг 2018г.    08:02:23     247

Наш добрый друг и постоянный музыкальный обозреватель Алексей Левин имеет прекрасную традицию каждый год совершать тур по различным музыкальным фестивалям. Наполненный эмоциями и заряженный энергией живой музыки он с удовольствием делится впечатлениями о лучших выступлениях, прочувствованных лично, полно и с душой.

live2018_2

Весь июль и начало августа я практически не включал плеер и не запускал Windows Media. Музыки было много, она звучала из окон, проезжающих машин и, конечно, на фестивалях, которые традиционно стали для меня очередным глотком меломанского воздуха в этом году. Музыку, которую принято называть «живой», в прошедшем месяце я поглощал на фесте «Super Bock Super Rock» в Лиссабоне (спонсор, как обычно это бывает, местное пиво, по словам очевидцев, не самое вкусное в мире) и двух российских: «Пикнике Афиши», ставшим для меня уже 12-м по счету (опен эйр справлял свой 15 день рождения с момента образования), и «Park Live», на котором я побывал впервые. Об атмосфере подобных фестивалей рассказывать бесполезно. Радость, восторг, гудящие ноги к концу дня, запах бургеров и слабоалкогольных напитков (в Португалии к нему примешивался явственный аромат марихуаны), плюс энергетика как музыкантов, так и зрителей – всё это надо прочувствовать и ощутить в реальности. А вот о музыке, вернее «живых выступлениях» впечатлениями по традиции опять же поделюсь. 29 полных сетов и ещё с десяток артистов, «лайвы» которых я застал частично, – такой мой меломанский улов этого лета. Из них я выбрал 18, ставших для меня самыми запоминающимися и крутыми.

18. Gorillaz

Park Live, Москва

Конечно, не случись вся эта история с прерванным сетом, гоп-компания: Мёрдок, Нуддл, Рассел и 2D оказалась бы намного выше в этом списке. Природный апокалипсис, случившийся почти на середине сета главных любимчиков россиян последних лет (группа успела отыграть 11 песен из 24), изрядно подпортил впечатление всем. Проливной дождь стеной, молнии, напополам разрезающие темное небо, насквозь промокшие люди, успевшие подраться друг с другом из-за раскрытых зонтиков – при описании картина получается довольно мрачная. Но забыть о том, как многотысячная толпа стала единым бушующим целым в момент выхода Албарна на сцену и затем в течение всего выступления не останавливающаяся ни на секунду – прыгающая, вскидывающая руки вверх, подпевающая, улыбающаяся – это забыть невозможно! Что же касается погоды, то открытый опен эйр всегда будет ее заложником. Да, на некоторых фестивалях (в том числе на которых я был) артисты иногда продолжали выступать и во время сильной грозы, но я могу понять и тех, кто исключает все риски для своего здоровья и жизни. К тому же, по большому счету, – 45 минут, которые таки отыграли Албарн и Ко, это, в принципе, нормальный фестивальный сет по принятым меркам, так что нет никаких причин не включать «Gorillaz» в мой список.

17. Isaura

SBSR, Лиссабон

29-летняя исполнительница, незадолго до феста справившая свой день рождения, довольно популярная в Португалии певица, выпустившая месяц назад очень симпатичный альбом «Human». И кстати, именно она автор песни, прозвучавшей от страны на последнем Евровидении. Её сет открывал третий, последний день фестиваля и народу, который обычно собирается только к выступлениям хедлайнеров, было довольно много. По ауре и образу она стала, вероятно, самой обаятельной артисткой «SBSR». Очень мелодичные, красивые песни, приятный голос (думаю, что пара лет и она выйдет на международный уровень, все задатки для этого есть). И прямо-таки солнечная теплота, которая сочилась из Изауры во время всего выступления и заливала светом всю публику. 

16. Justice

SBSR, Лиссабон

Я не очень воспринимаю концерт двух электронщиков, стоящих на сцене и нажимающих какие-то кнопочки, но как оказалось, в тот момент и место концерт французских гениев хауса оказался тем, что было нужно, чтобы бороться с наступающим сном (время к 3 часам ночи подходило) и некой пресыщенностью первого дня фестиваля. Интересно, что на SBSR основная сцена была крытой, концерты проходили на огромной площадке в помещении, так что музыка визуально сопровождалась великолепным световым шоу, которому не могли помешать никакие погодные условия. Вволю попрыгав и покричав «We Are You Friends» и, конечно, бросившись со всех ног танцевать под любимый трек «D.A.N.C.E.», я понял, что значит устраивать бешеный музыкальный отрыв!

15. The The

SBSR, Лиссабон

Если честно, на старичков из «The The» (группа существует с 1979 года и многими называется одной из прародительниц «новой волны») я пришел посмотреть только из-за уважения к их заслугам, ну и к тому же интересно было увидеть, как коллектив, 17 лет не устраивавший туров и живых концертов, будет выглядеть на сцене. Но надо сказать, ветераны зажгли по полной. Тут даже про порох шутить не надо, потому что это был настоящий напалм! Постпанк, новая волна, арт-рок, кантри. Всё смешалось в доме Зе Зе, но как смешалось! Любо дорого послушать. Их творчество напоминает хорошее сухое вино. Первый глоток делаешь и думаешь, ну ничего нового – привычный вкус и аромат. Зато затем с каждым новым глотком в полной мере ощущаешь весь букет. И послевкусие от них как после пары бокалов - в голове приятное гудение и легкое ощущение невесомости.

14. Arcade Fire

«Пикник Афиши», Москва

Как сказала подруга, если обычно фестивали берут лайн-апом¸ то «Пикник» всегда пленяет атмосферой (несмотря на то, что и список артистов у них каждый год внушительный и по-меломански лакомый). Ну и отдельное удовольствие наблюдать за морем народа, собирающимся на выступление главного хедлайнера на основной сцене в завершении фестиваля. От такого количества улыбок, теплой атмосферы и красивого фейерверка тебя ещё долго потом будет сопровождать чувство абсолютного счастья. Ну а уж когда это всё подкреплено отличным сетом одной из лучших групп современности, то ощущение умножается на 2. Я не большой поклонник канадцев «Arcade Fire», не все альбомы мне у них безоговорочно нравятся, но полтора часа на основной сцене «Пикника Афиши» творилось великолепное и зажигательное зрелище. Энергия любви и счастья, заставлявшая танцевать, хлопать в ладоши и любить всё окружающее. Кто ещё этого может добиться в России?

13. Аигел

«Пикник Афиши», Москва

Я абсолютный материалист и мистику не признаю, но то, что в течение долгих лет происходило на «Пикнике Афиши», вызывало ощущение их сговора со сверхъестественными силами. Даже тогда, когда обещали сильные дожди и могучие грозы, в день проведения опен-эйра все последние годы стояла отличная погода. Поэтому и в этом, плюнув на все предупреждения, мы не стали брать дождевики. Но как только на сцене появился электронный хип-хоп дуэт, дождь начал наркрапывать, а на середине сета просто полил стеной. Иногда складывалось ощущение, что ливень как будто аккомпанирует яростным ударам по клавишам Ильи Барамии, и делают они это в унисон. Иногда он казался идеальным компонентом наряду с плотной пеленой электронных звуков, идущих со сцены, где голос Айгель напоминал напор града в летний день. Впрочем в произошедшем оказалась некая мистическая составляющая. Как только группа спела последнюю песню, как только стихли последние звуки, из-за тучи появилось яркое солнце! Ну разве не удивительно??? Мы с друзьями были абсолютно мокрые, но, пожалуй, дождь лишь добавил эмоций к выступлению «Аигел» и нисколько не расстроил. Тем более буквально за час после того, как появилось солнце, вся одежда уже была сухая и готовая к дальнейшим приключениям! 

12. Oddisee&Good Company

SBSR, Лиссабон

Второй день фестиваля оказался какой-то насмешкой над второй строкой его названия, потому что никакого «Супер Рока» здесь и близко не было. Такое ощущение, что попал на огромную хип-хоп тусу. Пожалуй, самым запоминающимся за этот день стало выступление «Oddisee & Good Company», он же Amir Mohamed el Khalifa с друзьями, рэпер из Вашингтона, который блестяще смешивает речитативы с фанком и выдает потрясающее живое шоу. Чего стоит только спор его музыкантов из Хорошей компании на то, кто лучше споет, или общение Амира с публикой, за пару секунд устраивающего акапельную хоровую ораторию с многотысячной толпой. Море позитива и жизнерадостность, разлитая в воздухе, ощущались ещё долго после его выступления. 

11. Young Fathers

Park Live, Москва

Рэп захватил всю планету и суперпопулярен он не только в Москве, но, по примеру португальского феста, могу сказать во всём мире. Хотя одни из участников «Парк Лайва», несмотря на то, что номинально называются хип-хоп группой, явно выпрыгивают из рамок жанра. Как по музыке, в которую они смело добавляют электронные пассажи, так и по поведению. Шотландцы сейчас набирают миллионы просмотров на Youtube, их последний альбом «Cocoa Sugar» прибавил им с несколько десятков тысяч новых поклонников и их ураганное выступление доказало, что все заслуги по праву. Апогей наступил в конце сета, когда самый спокойный из четверки барабанщик вдруг вскочил и начал крушить ударную установку. Потом дело пошло за разбрасыванием всей аппаратуры по сцене и швыряниями микрофонов, что больше напоминало рокерскую вакханалию, но конкретно в данное время и в данном месте с данными музыкантами это смотрелось абсолютно логично – по драйву, мощи и сокрушающей энергетике они нисколько не уступали любой рок-группе.

10. Tricky

Park Live, Москва

После шотландского взрыва следующим оказался меланхоличный Tricky и стал идеальной фигурой для продолжения. Батя трип-хопа с первых звуков взял публику в психоделичный оборот и провел с собой по всем кругам эмоционального ада. Иногда даже удивительно становилось, как может этот щупловатый мужичок так легко управлять твоими эмоциями, мыслями и желаниями? Как может проникать буквально в глубину души и в самые затаенные уголки мозга и вытаскивать даже то, что для тебя было сокровенным, наружу? И ведь особо усилий никаких не прилагает. Без оркестра и световых спецэффектов выступает. Но делает это на раз, два… 

9. Temples

SBSR, Лиссабон

Группу из небольшого английского городка Кеттеринг я видел на «Пикнике Афиши» в 2016 году, но что интересно, спустя год, читая свой отчет о нем, я обнаружил что не написал ни одного слова о «Temples»! Это говорило о том, насколько они мне запомнились. В этот раз особо некуда было идти, другие сцены не работали, так что остался, можно сказать, из-за отсутствия выбора. …И ни на секунду не пожалел! Вероятно нужно было услышать их второй раз живьем, чтобы распробовать. Трубадуры из средневековой Англии, взявшие в руки электрогитары и выдающие винтажно-актуальный психоделический рок. Иногда они в своем творчестве встречаются с такими же продвинутыми французскими менестрелями, отчего их песни становились ещё более очаровательными. Манерность голоса Джеймса Эдварда Бэгшоу и общей подачи лишь усиливали впечатление. И покачиваясь с восторгом на стыке архаичного и современного, вдруг открываешь для себя истину - музыка точно одна из вещей, которой гарантирована вечность!

8. Sevdaliza

SBSR, Лиссабон

В марте у певицы иранского происхождения, живущей в Голландии, вышел потрясающая мини-альбом «The Calling», до сих пор, пожалуй, остающийся самой нежной и хрупкой музыкальной вещью этого года. Так что от выступления любимицы, прошедшей через баскетбол и получившей степень магистра по бизнес-коммуникациям, я ждал как минимум чуда. Оно началось с первого звука. Появившаяся из клубов дыма, будто ожившее божество из восточной мифологии, Sevdaliza ввела всех стоявших перед ней в состояние гипноза, совершая завораживающие и таинственные обряды в виде экзотичной депрессивно-меланхоличной музыки и таинственной атмосферы, в которой богиня разрывала куст цветов и бросала их в публику, пленяюще танцевала и в конце исчезла так же неожиданно, как и появилась. После того, как стихла последняя нота, все зрители и я в том числе ещё несколько минут стояли в оцепенении, под воздействием чар и свершившегося волшебства. 

7. Sofi Tukker

Park Live, Москва

В Португалии группа тоже выступала, но там я на эмоциях отплясал всего на 2 песнях, решив оставить основные танцы на московский сет. Они безусловно фавориты нынешнего летнего сезона. Реально я не знаю на сегодняшний день более летней, более бодрящей и эмоционально и ногивверх поднимающей музыки, чем песни этого американского дуэта. «Я Таккер, она Софи». И после этого представления понесся ураган веселья, задора и, конечно, плясок. Бей барабаны, играй гитара, звени труба! С каждой нотой хотелось прыгать все выше, а звуки «Fuck they» (для меня безусловный главный танцевальный хит сезона) стали для меня квинтэссенцией этого лета: жаркого, наполненного событиями, страстью, музыкой и впечатлениями. 

6. Kaleo

Park Live, Москва

 Исландцы «Kaleo» настолько скандинавы, что не боятся выступать в жерле вулкана, да и в творчестве бушующая и клокочущая музыка подается ими с нордическим спокойствием. Как кратко выразила кредо их творчества одна из посетительниц «Парк Лайва»: «Под такую музыку хочется к барной стойке и пивчаги!». Они стали для меня открытием последних лет (несмотря на то, что группа существует уже более 6), их альбом «A/B», вышедший 2 года назад, остается до сих пор в тройке лидеров в моем плейлисте по прослушиванию. Густая смесь фолка, блюза, гаражного рока, грудной и незабываемый голосом Йокуля Юлиуссона за несколько минут вдруг создали потрясающую атмосферу на фестивале, которой очень кстати подошли набежавшие тучи и начинающий покапывать дождик. Ощущение предгрозовое, наэлектризованное эмоциями и затаенной страстью, которая вот-вот прорвется наружу. Это было настолько прекрасно, что оставалось только покачиваться из стороны в сторону и мечтать, чтобы их выступление никогда не заканчивалось.

5. Rhye

«Пикник Афиши», Москва

Альбом «Blood» группы из Лос-Анджелеса, вышедший в феврале, уже навряд ли отдаст лавры самой романтической пластинки года. Мечтательные «Rhye» на «Пикнике» дали ровно то, что я от них ждал: атмосферу, романтику и любовь. Не любящий яркий свет Майк Милош, в один момент попросил техников сделать на сцене полумрак, и это лишь обострило мои внутренние чувства, которые эту музыку впитывали и поглощали без остатка. Ночное небо с первыми загорающимися на нем звездами составляли идеальный фон для мягкой, лиричной музыки, рожденной красивым фальцетом певца и рядом нежных музыкальных инструментов: от виолончели до флейты. Самый чувственный и романтический сет этого года!

4. Parcels

SBSR, Лиссабон

Первый день фестиваля в Португалии начался с местной панк-группы, солист которой из кожи вон лез, пытаясь расшевелить сонную публику. Не получалось. Как бы певец не орал и не выставлял напоказ свой голый торс. А вот дальше пришел черед молодого коллектива, и они буквально через пару аккордов поставили толпу на уши. Причем играют «Parcels» не панк, а милое электронное поп-диско, но бодрящее куда больше истошных рыков. Харизма и талант – вот главные условия успеха. И у австралийских парней всего этого в избытке. Абсолютно летняя, похожая на приятный обдувающий ветерок в невыносимую жару, симпатичная до одури и заводящая до непрекращающихся танцев музыка. Надеюсь, у ребят большое будущее, и скоро выпущенный альбом сделает их суперзвездами. И ведь видно что им самим в кайф, что они делают, и это удовольствие от процесса полностью передается публике.

3. Oscar&The Volf

«Пикник Афиши», Москва

Я слушал группу в записи. Она мне нравилась, но постольку поскольку, как и десятки других. «Мамочка, я влюбилась», делилась с подругами счастливая девушка после сета. И в возникших чувствах она не одинока. Макс Коломби был без знаменитых блесток и макияжа, которые стали частью его эпатажного имиджа. С ног до головы одетый в черное певец приехал в Москву прямиком из Бельгии и взял в плен все сердца и души тех, кто оказался на его выступлении. Если бы у облака была бы консистенция, то вероятно именно так можно было бы описать голос Коломби. В него погружаешься как в белоснежные пушистые и приятно-мягкие небесные образования, из которых ни за что не хочется выныривать. Я уже не говорю про знаменитую пластику певца и его удивительные танцы, про которые «Википедия» пишет, что они напоминают состояние человека под воздействием сильных наркотиков (странное представление у «Вики» о воздействии наркотиков), но на самом деле это удивительный сплав восточной культуры и европейской утонченности. А если уж говорить о наркотике, то им является музыка группы, без которой я после этого сета уже не могу обойтись все прошедшие дни, слушаю постоянно и хочется всё больше и больше!

2. Julian Casablancas&The Voidz

SBSR, Лиссабон

Обычно на фестивале на выступлении какого-то одного конкретного исполнителя у меня случается катарсис. Апогей эмоций и чувств, когда в одной наивысшей точке наслаждения сходятся атмосфера, настроение и музыка. В Португалии подобное произошло именно на сете американского певца, чей альбом «Virtue» пока остается для меня самым лучшим в этом году. Это был действительно апофеоз. Оглушающий, ошеломляющий, будоражащий и электризующий до предела. Играющий рваный, лоскутный рок, но превращающий тебя в единое целое, которое прыгает, машет руками, подпевает, трясет башкой, кружится… Короче, многое что делает. Единственное удивляло поведение большей части публики. Те самые, которые ходуном ходили вчера под унылые и стандартные речитативы Трэвиса Скотта, сегодня едва переминались с ноги на ногу (а то и вовсе уходили с площадки), не совсем понимая, что им с этой экспериментальной музыкой делать. Но нам, настоящим меломанам, это отрываться не мешало! С какой-то девушкой устроили битву светящимися палками. И пошло поехало – «дай пять!», «ты откуда?», «хэй». Музыка, которая объединяет людей разных стран, позволяет понимать тех, кто говорит на других языках, сближает всех, кто оказался «одной крови». И это настоящее чудо. Абсолютно мокрый от пота и счастливый от эмоций я шел после концерта с четко сформулированной мыслью: «Вероятно, вот ради этого и стоит жить». Философское такое прозрение.

1. Massive Attack

«Park Live», Москва

То, что было во время выступления апологетов и прародителей трип-хопа, сложно описать словами. Можно долго рассказывать о потрясающей музыке, социальной составляющей шоу (как я пошутил после концерта: «состоялся многотысячный политический митинг в центре России, у подножья Кремля и вот же удивительно, ни один из его участников не был задержан», при этом конечно поражает степень погружения коллектива в местные реалии и полное понимание того, что в нашей стране происходит), визуальном пиршестве и многом другом, но это в любом случае не передаст то, что происходит с тобой, когда ты сталкиваешься с чем-то сверхъестественным, наполняющим тебя экстазом, наподобие религиозного. Все 2 часа пролетели как один миг. Потрясающий, духоподъемный, незабываемый. Если слово было у Бога, то музыка оказалась явно у «Massive Attack». И это вам мой «Новейший завет».


0


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать