Лучшие фильмы года: 2017 (часть 2)

 30 Дек 2017г.    05:47:25     892

А вот и вторая часть итогов года по лучшим фильмам от лютого киномана Алексея Левина. На этот раз список состоит из 30 картин, которые вышли именно в названный период.

filmgoda2.jpg

Продолжение итогов киногода 2017. Традиционная (для составителя списка – прим. ред.) тридцатка фильмов, которые стали для меня лучшими в уходящем году. Первая часть - здесь. Есть доля сожаления, что множество отличных (наверное) картин ещё не просмотрено (впереди, например, все ожидаемые «оскаровские» фавориты – и «Я, Тоня» и «Форма воды», и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Но и присутствует радостное осознание в момент, когда бросаешь последний взгляд на получившийся список, что год получился очень даже неплохим, и кино по-прежнему является если не самым важнейшим, то одним из самых непредсказуемых, эмоциональных и волнующих видов искусств.

Критерии для определения года выхода фильмов:

- для отечественных картин: дата выхода в российский прокат или при его отсутствии, сроки появления в российском интернете.

- для остальных фильмов (в том числе европейских, австралийских и прочих) основополагающим и главным является дата выхода в прокат США. Спорный, но для меня незыблемый пункт. Именно американский прокат на сегодняшний день является основополагающим в киноиндустрии. Появление ленты в прокате США - это обычно наиболее важный этап продвижения той или иной картины к зрителю. Если у иностранных фильмов не было американского проката, то в расчет принимается дата появления ленты в российском интернете.

30. Кондитер

Режиссёр: Офир Раул Грейзер

Непритязательная мелодрама, не хватающая звёзд с небес, но и не желающая это делать, что не помешало ей на фестивале в Карловых Варах получить приз экуменического жюри. Простая режиссура и незатейливый сюжет (израильский бизнесмен, примерный муж и отец, работая в Берлине, заводит роман с местным кондитером, который после трагической смерти любовника, едет на его родину, чтобы в общении с женой, сыном и его родственниками обрести потерянного себя) смогли создать магию кино, благодаря которой ты оказываешься в мире героев, их чувств и эмоций, и тебе безумно интересно наблюдать за всем, что с ними происходит. Это зрительское кино, но для того уже немного потерянного зрителя, который за простыми сюжетными поворотами, обыденными персонажами умеет почувствовать искренность, открытость и сам способен открыться эмоционально на увиденное и прочувствованное. 

29. Дикая мышь

Режиссёр: Йозеф Хадер

Несколько суховатая и даже, может быть, нелепая, как большинство фильмов новой берлинской волны, картина, которая в итоге пробивает эмоционально насквозь, потому что говорит об очень знакомых и лично проживаемых вещах. Не слишком приятный герой, ботанистого типа музыкальный газетный критик, теряет работу, связь с женой и привычный уклад жизни, вместо этого приобретает новых друзей, новые возможности, на которые он неожиданно для себя оказывается способен, и открывает карусели (название которой дало имя фильму). Смотреть на происходящее иногда грустно, ещё реже весело, гораздо большей частью времени скучновато. Но вот ведь что интересно, отрываться от этого просмотра нет никакого желания. Очередной рассказ о кризисе среднего возраста (или чуть старше), когда «юность уходит от нас, как дым из трубы», и что с этим делать, и как это принять, вдруг в какой-то момент оказывается настолько точным и лично прочувствованным, что ощущение скуки кажется таким же, как от обычных дней своей собственной жизни, а уж за напоминание авторами того, что, сколько бы нам не было лет, мы остаемся всё теми же, что были и в детстве (и количество появившихся морщин здесь вообще не играет роли), хочется сказать отдельное огромное Спасибо. 

28. Дикая история

Режиссёр: Алекс Де Ла Иглесиа

Алекс Де Ла Иглесиа вернулся к зрителю со всем привычным набором, присущим своему авторскому почерку, – сарказмом, хаосом, доведенным до абсурда, гротескными персонажами и безумием, разливающимся по экрану, как от сюжета, так и от поступков героев. Интересная история (случайно оказавшиеся в баре люди оказываются в ловушке и не могут выйти, потому что на улице орудует снайпер, убивающий каждого, кто пытается выбраться) и общественно-социальная проблематика, проявленная в сюжете, и очень достоверно разыгрываемая ситуация, которая, несмотря на всю абсурдность и гротеск, кажется очень правдоподобной и психологически достоверной. Ну а то, как режиссер играет со стилями, применяя шаблонные и стандартные ходы хорроров и ужастиков, заставляет их в своем случае играть в совершенно другой обертке и по другим правилам, и вовсе вызывает восхищение. Дико хорошая история. 

27. След зверя

Режиссёр: Агнешка Холланд

У Агнешки Холланд вышел фильм насколько многогранный по идеям и толкованиям, настолько интересный по форме и подаче. Реальную историю об убийствах режиссер подает в фольклорной и даже сказочной оболочке, насыщая и ситуации, и героев явно неприкрытым юмором. И это дает эффект удивительного зрительского восприятия. Когда ты говоришь в лоб о каких-то известных вещах (например, об убийстве животных), насыщая свой рассказ ужасами вроде сцен о несчастных застреленных обитателях фауны, трагично подчеркивая всю невыносимость подобных действий: музыкой, тоном, фактами, – то работаешь на вполне-таки обыденное и примитивное восприятие. Когда разговор о важных вещах вызывает у зрителя смех, но при этом в памяти и в мозгу сказанное начинает анализироваться и укладывается в какие-то совершенно определенные выводы – вот это высший пилотаж. И Холланд его отлично продемонстрировала.

26. Случай в отеле «Нил Хилтон»

Режиссёр: Тарик Салех

Хорошо сымитированный арабский нуар, действие происходит в Каире, от шведского режиссера завоевал главный приз Сандэнса в этом году. Он поражает больше всего тем, что, когда смотришь на египетских полицейских, на жизнь коррумпированных олигархов, на несчастных гастарбайтеров, на криминальные разборки, то понимаешь, что никакой разницы, кроме арабского языка, с тем, что окружает тебя в России нет (ну может, на улицах из автоматов при мне никто не стрелял, но представить себе такое вполне возможно). Общество, погрязшее в коррупции, лжи, лицемерии, обмане, презрении одних к другим. Полицейские беспринципны и одержимы жаждой наживы и насилием. Олигархи также чувствуют свою безнаказанность и вседозволенность. Органы госбезопасности, как и ФСБ, превратились из организации, которая должна эту самую безопасность осуществлять, в разбойный вертеп. Даже сама история про полицейского, решившего вдруг при спокойной и сытой работенке с вымогательством и прочими привычными грешками доказать себе, наверное, в первую очередь, что не всё человеческое в нём погибло, напоминает российский перестроечный шлягер «Супермент» (ну и ещё с десяток других). И всё бы это осталось обычной бытовой депрессивной историей с убитыми певицами и дымом постоянно выкуриваемых сигарет, если бы режиссер не связал всё происходящее со знаменитыми волнениями на площади Тахрир, придавая и так неплохой картине уже многомерную глубину. Потому что ты понимаешь, что вся эта прогнившая система отношений между людьми, которая существовала в обществе, весь этот шквал обмана и двуличности становится причиной того, что на площадь выходят простые люди. Которых довели до предела. 

25. Удача Логана

Режиссёр: Стивен Содерберг

Герои Содерберга – люмпены. Те самые трудяги, которым ни на что не хватает денег, но зато они всегда находят их на выпивку в баре (ну здесь, правда, ещё и фарт сыграл роль - брат главного героя и есть бармен). Не слишком умные (слово слишком можно и убрать), не сказать, что везучие, не идеально выбритые, да и одежду они стирают не каждую неделю даже. Содерберг тоже упивается идиотизмом своих героев («А вы Логаны и впрямь такие одноклеточные, как о вас все говорят»), но оно у него благожелательно-ироничное. Они, конечно, не читали Шопенгауэра и уж точно не смотрели «Секс, ложь и видео», но зато с таким блеском могут продумать схему побега, ограбления, криминальных всяких делишек, что никакому начитанному интеллектуалу не снилось. И ведь не ради себя даже, а ради дочки любимой и вообще всяких там семейных ценностей, которые в жизни человека главное. Ирония сочится буквально из каждого кадра, так и не скатываясь в стёб, а сентиментальные моменты оказываются в этой истории всегда кстати, удачно давая на выходе не только криминальную комедию, но и трогательную мелодраму. 

24. Аритмия

Режиссёр: Борис Хлебников

Конечно, картина о буднях скорой помощи и попытках не убить любовь - это мастерский компромисс самобытного художника с массовой публикой, но настолько умелый, зрительски привлекательный и в то же время умный и полагающийся на здравомыслящую публику, что режиссеру Хлебникову остается только аплодировать. Он заигрывает со зрителем, но делает это совсем не топорно и схематично, что вполне справедливо вызывает отклик у неравнодушных посмотревших фильм и вполне искренне плачущих в финале доброй и чистой слезой, и уже из дома пишущих в соцсетях: «Как жизненно!», «невозможно выдохнуть!» и прочие эпитеты экзальтированной признательности. И такое с российским кино бывает очень нечасто, что делает успех Хлебникова ещё более значимым.

23. Дэйв сделал лабиринт

Режиссёр: Билл Уоттерсон

Прекрасный пример, как при отсутствии большого бюджета, но при наличии фантазии у авторов, можно сделать увлекательный, бесшабашный, изобретательный и при этом чертовски умный фильм с долей всего, что только хорошей картине нужно – сентиментальности, иронии, экшна. Декорации из картона (парень построил в середине комнаты лабиринт из картона и заблудился в нём, его подруга и друзья решают отправиться его спасать – звучит на бумаге, может быть, как-то глупо, но поверьте, словами это не опишешь, это надо смотреть), льющая серпантином и блестящим красным «дождем» кровь, карикатурные документалисты, типичные инфантилы, давно перешагнувшие порог совершеннолетия, живущие на деньги родителей и никогда не доводящие до конца начатое, проблемы романтических взаимоотношений и страшный минотавр. «Всё смешалось в доме Дэйва» и в итоге составило один из самых интересных инди-фильмов года, обязательных к просмотру для тех, кто потом не будет писать в комментариях на торрентах: «Чё эти чуваки курили, чтобы такую херню снять?». Хотя ответ очевиден – талант и интеллект, если они, конечно, есть в виде табака. 

22. Колумбус

Режиссёр: Kogonada

Фильм о том, что для нас значит семья, и о том, как мы совершаем поступки под влиянием тех людей, которые рядом с нами, и о тех вещах, что мы выбираем в тот или иной момент. Стерильность картинки, отличная задумка с архитектурой как с одним из героев картины, величественные и не очень, странные и прозрачные застывшие здания и маленькие живые люди, живущие рядом с ними, – всё это визуально очень красиво. Тандем героев – мужчина, не слишком расположенный к отцу, и девушка, привязанная к матери, которые в конце оказываются зеркальным отражение друг друга в начале. Он простой по схеме. Простой по смыслу, но сделанный с такой чуткостью и теплотой, что невозможно не поддаться. Тот тип инди-кино, которое мне безумно нравится. Красиво, достоверно, трогательно.

21. Гиппопотам

Режиссёр: Джон Дженкс

Презираете ли вы людей так, как делаю это я и режиссер картины Джон Дженкс? Если да, то эта британская картина станет для вас истинным наслаждением. Слово «британская» здесь не случайно. Фильм поставлен по произведению Стивена Фрая и является просто идеальным примером чопорной, саркастично-скабрезной и при этом аристократично-выверенной историей, которая могла произойти только в пределах Туманного Альбиона. Сочетание ироничного и гармоничного здесь настолько удачно, что вся эта история об исцеляющей жидкости, вырабатываемой половыми железами, способной поднимать на ноги лошадь и оказывать прочие чудодейственные вещи, воспринимается как невинная элегия, заставляющая, правда, иногда от души хохотать. Ну и с выводами полный порядок, значение мужского семени действительно слишком преувеличено, а вдохновение может прийти так же неожиданно, как и исчезнуть. Ну а кто этого не понимает, слушайте, сдрисните отсюда, плиз.

20. Тельма

Режиссёр: Йоаким Триер

Во всей истории Тельмы, которая боялась любить, но преодолела себя, проглядывается незамысловатая скандинавская сказочка с архетипом от «Гадкого утенка» знаменитого датского писателя, с которым у режиссера более-менее родственные корни (земляки всё-таки). Не понимая, что каждым кадром, каждой ситуацией Йоаким Триер почище любого психоаналитика мастерски отображает, выпускает, конструирует внутренний мир подростка/отрока (Тельма, конечно, физиологически вышла из подросткового возраста, но психологически она ещё там: инфантильность, обусловленная воспитанием в религиозной семье, оторванность от реального мира), в момент, который переживает каждый из них. Выходя в окружающую действительность, пугаясь её и приспосабливаясь, проходя через несколько стадий: состояние, когда кажется, что весь мир рушится вокруг тебя, распадается на кусочки, представляется непреодолимой силой, далее попытка справиться либо с собой, либо с окружающими и, наконец, момент принятия себя, обретения себя, сопровождающийся ощущением «всесильности» и победы над всеми трудностями, обретение «уравновешенности». И в финале иногда нужно убить Бога, чтобы обрести себя. Это тоже любому подростку знакомо.

19. Взрывная блондинка

Режиссёр: Дэвид Литч

На мой взгляд, одна из лучших коммерческих удач этого года, сочетающая в себе не только бесшабашный драйв, но и потрясающую стильность. От этого неоново-зубодробительного коктейля челюсти просто сводит от восторга, а душа киномана наслаждается безупречной цветовой гаммой и идеальным сочетанием в саундтреке песен Depeche Mode и Владимира Высоцкого. Шарлиз Терон выбивает искру из зрителя так же ловко и умело, как она выбивает зубы своим противникам. В отзыве кто-то эту картину назвал «простоватой феминистской версией Джейсона Борна». Этот кто-то либо тупой мачист, либо просто не разбирается в кино, потому что “Атомная блондинка” этого несчастного Борна уделывает по самое не хочу. И в драйве, и в стиле, и в количестве ссадин на физиономии.

18. Ветреная река

Режиссёр: Тейлор Шеридан

Режиссер Тейлор Шеридан (это всего лишь его второй режиссерский фильм и, судя по этой работе, у него большое будущее) снимает до озноба с пронизывающим насквозь холодом детективный триллер, в котором погода и алкоголь выявляют то, что может быть скрыто в человеке. Проводящиеся аналогии между поведением людей и животных, которые тоже совершают ошибки, из-за образа существования, но в силу действительно жизненной необходимости, складываются не в пользу первых («здесь делать нечего, здесь заняться нечем, здесь жить невозможно» скулит один из героев), а пафосность некоторых моментов и слишком в лоб поданная нравоучительность сполна оправдываются темой и посылом.

17. Медвежонок Бригсби

Режиссёр: Дейв МакКери

Иногда так хочется вот таких простых, душевных, трогательных фильмов, после просмотра которых, может быть, и не тянет обниматься со всеми первыми встречными, но чуть-чуть начинаешь больше любить мир за то, что в нём есть не только жестокость и цинизм, но и любовь и доброта. Хотя на самом деле кино не такое уж и простое. Много ли вы видели комедий о жертвах, похищенных в детстве и возвращающихся к нормальной жизни после плена? Главный герой не просто инфантил с видом на 25 лет, но с размышлениями ребенка. Он со своим свежим восприятием высвечивает в том реальном обществе, в котором ему пришлось оказаться и в котором ему придется жить, и самое хорошее, оставляя это для себя, и то, что на самом деле кажется нам естественным, но является абсолютно неправильным. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Жаль, что иногда это понимают лишь пациенты психбольницы и подросшие жертвы похищений. Впрочем, авторы надеются, что рано или поздно это поймут и все остальные.

16. Тайна Коко

Режиссёр: Ли Анкрич, Эдриан Молина

Поражает умение американской коммерческой анимации, не изобретая велосипеда, с на раз угадываемыми сюжетными коллизиями и со стереотипными персонажами выдавать каждый год, не побоюсь этого слова, шедевры. В смысловом плане – потому что говорить об общечеловеческих ценностях необходимо постоянно, и не только мальчишкам и девчонкам, но так же их родителям (причем, последним даже более важно). В визуальном плане – когда каждый миллиметр возникающего перед тобой цветового безумия выверен настолько идеально, прорисован так красиво, что дух захватывает. В эмоциональном плане – при всей простоте и шаблонности, насыщать героев настолько точными и узнаваемыми чертами, переживаниями, мыслями, поступками, в которых узнаешь (или хотел бы узнавать) себя, что невозможно, черт возьми, не прослезиться. Макабрическая составляющая (день всех святых в Мексике, все эти скелеты, покойники, образы про отпадывающую в прямом смысле этого слова от удивления челюсти) сыграла на руку и фантазию создателям, превратив историю о семейных ценностях и желании быть собой в удивительный, яркий, будоражащий и в то же время пугающе-притягательный карнавал про нас живых.

15. Любовь - болезнь

Режиссёр: Майкл Шоуолтер

Сюжет фильма составили реально произошедшие события в жизни актера, сыгравшего главную роль (пакистанец, переехавший в США, заводит отношения с «белой» девушкой, впадающей в кому). Расовые предрассудки, ассимилированность иммигрантов в новой стране – социальная проблематика, конечно, есть, и она, вроде бы, является главной движущей силой истории, но чувства и эмоции всё равно перевешивают всё остальное. Из комедий это действительно лучшее, что выходило в этом году, хотя это тот сорт комедий, в котором слез ты проливаешь по времени не меньше, чем предаёшься искреннему смеху. Очень удачное сочетание сентиментальности и здорового юмора.

14. Оно

Режиссёр: Андрес Мускетти

 «Оно» - по большому счету, не ужастик, хотя Мускетти, профессионально владея всеми приемами, пугает зрителя, когда надо. Скорее, это психологическая драма о том, что есть страхи для подростков куда более страшные, чем прыщи Например, одиночество, насилие взрослых (кстати, как обычно у Кинга мир взрослых – вот исчадие ада, в книге, как и в фильме нет ни одного положительного персонажа-взрослого, а оправданием злобы и ненависти подростков так же оказываются их родители), беззащитность и необходимость принимать сложные решения. Это история о прощании с детством, которое уходит как девочка, впервые вызвавшая сильные чувства, её хочется догнать и остановить, но, даже сделав это, понимаешь - уход неизбежен. Это неисправимая романтика, повествующая о силе дружбы, ведь в реальности, понятное дело, подобного ничего случиться не смогло бы – семья и условности общества победили бы, но Кинг и Мускетти уверены, что настоящая дружба существует, и она в жизни главнее всего остального. ОНО, поселившееся в канализации ирреально, но для подростков это реальность, с которой приходится сталкиваться ежедневно – с непониманием окружающего мира, с разладом своего собственного разума, с давлением и новой ответственностью. И вот это не может не испугать.

13. Джаспер Джонс

Режиссёр: Рейчел Перкинс

Очередной фильм о падении подростковой невинности и, безусловно, один из лучших в этом ряду. Невинности не той, о которой большинство из вас подумало. Подростковый возраст один из самых сложных ещё и потому, что в какой-то момент приходится убеждаться в лицемерии мира взрослых, в его лжи, кардинально отличающейся от той системы ценностей «что такое хорошо и что такое плохо», которое тебе вдалбливали эти же самые взрослые несколько лет подряд. В настоящей реальной жизни это не работает, и здесь главное - принять для себя решение: подчиниться правилам узнанного и предать свои уже возникшие идеалы или попытаться остаться самим собой. Авторы фильма говорят о довольно часто проговариваемых и даже банальных вещах с такой деликатностью и достоверностью, что не полюбить эту картину просто нельзя. Смотреть на то, с какой филигранностью и мастерством они идут по сюжетной линии и не срываются ни в сентиментальную слащавость, ни в дидактическое морализаторство, - чистое киноманское удовольствие. 

12. Телефонная линия

Режиссёр: Джиллиан Робеспьер

Поначалу не совсем понимаешь, зачем режиссер помещает действие в 1995 год, потому что истории про: а) мужа, который решил после долгих лет изменить своей жене, б) невесту, перед свадьбой заводящую интрижку с другом детства в) девочку-подростка, решившую расстаться с девственностью и сделать ещё кучу вещей, что подростки в один определенный момент делают, можно было рассказать в любое время. Да что там, в любую эпоху. Но вскоре сам уже не замечаешь, с каким восторгом, поддавшись ностальгическому флёру, купаешься в недавнем прошлом, наслаждаясь знакомыми звуками (о, да это же Донна Саммер?) и воспоминаниями (сейчас уже никто и не помнит о Лорене Боббит). А эти прически и пиджаки? А безалаберное хранение компрометирующих файлов на рабочем столе компьютера, которое лишь потом путем многих совершенных ошибок приведшее к запароленным папкам и к убиранию в места столь далекие, что порой сам забываешь, где они находятся. В 1995-м всё было ещё совсем не так. Проще, честнее, человечнее. 

11. Роковое искушение

Режиссёр: София Коппола

Режиссеру Софии Копполе плевать и на гражданскую войну, и на время, которые были главными моментами в фильме-первоисточнике. Лукаво играя по мужским правилам, она, используя все гендерные стереотипы (если говорить правильнее – психологические установки и модели поведения, которыми большинство награждает мужских и женских особей человека), делая это демонстративно и напоказ, создает вневременную и возвышенную над определенными персонажами и декорациями эпитафию мужскому естеству, представляющему опасность женскому началу, лону. Здесь стереотипная «маскулинность» в виде силы и агрессии вступает в противоборство с «феминой», с женским началом, для которого главное условие – благоразумие и безопасность. Кто побеждает в этой схватке, объяснять, я думаю, не нужно, и дело даже не в том, что режиссер-женщина, а в правде жизни. 

10. Квадрат

Режиссёр: Рубен Эстлунд

Всё считывается в этом сатирическом памфлете довольно легко. По идее и мысли он не представляет большой философской сложности. Смотреть его чрезвычайно просто. Эстлунд не занудствует и не эстетствует, вовремя включая то иронию, то напряженность (в сцене флешмоба «примат против общества» тебе, сидящему в уютном кресле кинозала, становится так же тревожно, как и героям на экране). При этом картина абсолютно не дидактична и не очевидна в своих выводах. Если на экране бомжи, то режиссер не стремится ни вызвать своё сочувствие к ним, ни показать их паразитирование к окружающим – а, вернее, делает и то, и другое. Если главный герой говорит о социальном неравенстве, то настолько путано, сбивчиво, что вскоре сам понимает беспомощность своего состояния. Если почтенная, увешанная бриллиантами публика накидывается с тумаками и пинками на актера-акциониста, то тебе трудно понять, кто здесь больше прав, а кто виноват. И что делать: прийти на помощь человеку, если он о ней просит, или не делать этого, думая, что это просто разводка, и в итоге ты лишишься бумажника и сотового телефона. 

9. Леди Макбет

Режиссёр: Уильям Олдройд

Начинающий режиссер Уильям Олдройд настолько филигранно и аутентично переносит на английскую почву очерк Лескова про даму из Мценского уезда, что трудно не поддаться восхищению. С Кэтрин, молодой и полной сил девушкой, запертой в богатой усадьбе, вдыхаешь затхлый воздух скуки и уныния, как будто находишься рядом. И о ужас, героине этого фильма, как и персонажу из российской экранизации в исполнении Натальи Андрейченко, даже в какой-то мере сочувствуешь и, конечно, не принимаешь, но прекрасно понимаешь, почему она совершает все эти ужасные поступки. Правда режиссер-англичанин вносит одно, но очень важное изменение. Если в очерке и в фильме Балаяна, главная героиня, действует из-за сильной любви, которой не может и не хочет сопротивляться, и именно эта безудержная и испепеляющая страсть заставляет её так действовать, то англичанка Кэтрин делает всё то же самое только от скуки и от жалости к себе, вынужденная терять самые прекрасные годы жизни из-за подобной ситуации. И любовь для неё - лишь предлог, лишь оправдание содеянному. Поэтому и финал в английской версии другой – она предает «любимого» с легкостью и хладнокровием. Потому что, на самом деле, никакой любви и не было.

8. Дюнкерк

Режиссёр: Кристофер Нолан

Все вопросы, которые ставит режиссер, были поставлены и до него, обсуждены не раз, но при наличии такого профессионализма их можно обсуждать вновь и вновь – картина в целом-то не о войне, а о человеке перед лицом войны. Что такое геройство, как выжить и остаться при этом человеком. О своих и чужих и градациях этого правила. При этом для Нолана смерть, её наличие является такой же важной составляющей повествования, как и жизнь – случайная, от взрывов и пуль, от предательства, геройская. На войне она есть – и это главный фактор для поведения других, для их поступков и правил. Конечно, для Нолана, несмотря на то, что он берет конкретные исторические события, они не очень важны, он говорит, обобщая, как доказательство этого - на протяжении всего действия «враг», «противник» не персонифицирован, не показан лицом, а лишь общей массой (в сцене плена подбитого летчика) и пулями орудий. Режиссеролан идет по путям проторенным и протоптанным, но делает это настолько мастерски, умело и нравственно правильно, что не отметить этого невозможно и не признать, что «Дюнкерк», может, и не является лучшей, но точно одной из самых лучших картин о войне, просто глупо. 

7. Зови меня своим именем

Режиссёр: Лука Гуаданьино

Первые 30 минут ты несколько недоумеваешь, за что этот фильм все так безудержно хвалят и почему он вызывает такой восторг в кинокритической среде, потому что, конечно, всё мило, красиво, но без особых кинематографических свершений и открытий. К концу первого часа ты, если ещё будешь способен разумно мыслить, поймешь что… Попал. Под просто необъяснимое обаяние, очарование и легкомысленность картины, в которой полностью растворяешься и с удовольствием купаешься вместе с героями, обстановкой, сюжетом. Он естественен. Как глоток средиземного итальянского воздуха летом с едва заметной примесью морской соли; как сочный плод персика, в который впиваешься зубами и чувствуешь, как сладкий сок течет по твоему подбородку; как собственное тело, которое может быть для тебя источником удовольствия, а иногда и стыда. Фильм вдруг из произведения искусства в какой-то момент превращается в нечто само собой разумеющееся, в привычноприятное, находящееся и рядом и внутри – и это, по-моему, восхитительно. 

6. Теснота

Режиссёр: Кантемир Балагов

С неимоверной для дебютанта достоверностью Балагов соединяет в своём фильме тему национальной самоидентификации (и вообще клубок национальных тем) и семейных ценностей (опять же не поверхностно духовноскрепных, а с неожиданным осмыслением) и делает яростное, пронзительное, мощное, в некоторых моментах бьющее наотмашь своей социальностью, а в других - заставляющих пускать слезу от нежности кино. Фильм не получился бы настолько правдивым и цепляющим без Дарьи Жовнер, с которой вместе проходишь через эту душе-, а иногда и телораздирающую историю и с которой вместе чувствуешь и удушение от этой со всех сторон сжимающей тебя тесноты, и с которой вместе плачешь бессильными слезами. «Тебе больше некого любить». Потрясающий дебют, которому многое можно простить за искренность, прямоту и честность авторов. 

5. Убийство священного оленя

Режиссёр: Йоргос Лантимос

Лантимосу из раза в раз удается помещать своих героев в совершенно фантастические, утопические, искусственно сконструированные миры и заставлять воспринимать их зрителем как абсолютно реальное, достоверное, узнаваемое (прокол вышел, пожалуй, только с «Альпами», но там режиссер, увлекшись сюжетным каркасом, не наполнил его убедительной драматургией). Насколько бы чудовищным, удивительным, странным ни был этот самый мир, смотрящий на него и оказывающийся в нём зритель подспудно чувствует его логичность и примеряет происходящее на себя и свои действия («как я поступлю?», «что бы сделал я?» - и это при всей абсолютной фантастичности ситуации). При отрицании условности и утрированности созданного можно, конечно, найти массу несостыковок и допущений, но не хочешь этого делать. И готовьтесь - при просмотре происходящего ваше пафосно-гуманистическое лицемерное «я» гневно будет вопить о лжи, но при этом настоящая правдивая сущность «homo sapiens» стыдливо соглашаться, спрятавшись где-то в глубине звериного естества.

4. Каменное сердце

Режиссёр: Гутмундур Арнар Гудмундсон

Суровые природные пейзажи становятся идеальным фоном для разворачивающейся трагедии в рассказе о «подростке-гее». Хотя интересно, что основное повествование сосредоточено на парнишке, который становится объектом влюбленности лучшего друга, о его возможности это понять и принять. При том, что сверстники на футбольном поле кричат вслед «педик», а один мужик, местный житель, избивает другого в баре, узнав, что «он не такой». Конечно, и проблемы самоидентификации, и принятия себя (со стороны второго героя) поднимаются, но главное в фильме - это зыбкость отношений и очень точное и физическое, и духовное отображение подросткового возраста, как зарождающегося базиса всей последующей жизни, с формированием характера и мировоззрения. Подросток как уродливая рыбка-бородавчатка (на самом деле прекрасная, если присмотреться к ней поближе), которой могут несколько раз дать камнем по голове, а потом выбросить в открытое море, как ненужную вещь. Кто-то пойдет на дно, не оправившись от удара, а другие, придя в себя, смогут поплыть дальше. У «Каменного сердца», несмотря на довольно привычные сюжетные ходы, просто невероятные актерские работы и атмосфера, забирающая всего тебя без остатка. С яростной пронзительностью, которая не отпускает тебя ещё несколько дней после просмотра.

3. Нелюбовь

Режиссёр: Андрей Звягинцев

Лента трёх "Б", как я её назвал перед просмотром, - "безысходность, безнадега, бессердечность", потому что именно эти три слова в отзывах тех, кто её уже увидел, встречались чаще всего. Может быть, сыграл свою роль такой изначальный настрой, но никакого особого мрака и кошмара я там не повстречал. Мощная психологическая трагедия, снятая, безусловно, одним из самых лучших режиссеров современности, с хлесткими правдивыми диалогами, с великолепно выведенными узнаваемыми типажами, с узнаваемой реальностью, от достоверности которой поёживаешься, и с эмоциональным фоном, хочешь ты этого или не хочешь, доводящим до слез. И вообще я согласен с подругой, увидевшей в этом фильме позитив с той стороны, что "фильм даёт надежду: раз мы видим всё это (что хотел сказать режиссер, прим.), раз понимаем, что это мы на экране, значит, всё ещё можно изменить". Как всегда Звягинцев, рассказывая бытовую историю (причем, поданную довольно просто; вообще всю идею картины можно сформулировать словами одного из персонажей "Нельзя жить в нелюбви" - прямо в лоб, не правда ли), не остается барахтаться в этой самой "бытовухе", из микрокосмоса всегда переходя в макровселенную, на примере обычной жизненной истории говоря об общих ценностях и общечеловеческих проблемах и насыщая фильм метафорами, как смысловыми, так и визуальными - здесь он остается верен себе и как всегда мастерски художественно свои цели реализует.

2. Хорошее время

Режиссёр: Бен Сэфди, Джошуа Сэфди

С самого первого кадра режиссеры задают такой бешеный, драйвовый, яростный темп, что каждую секунду боишься - запалу и духа не хватит, ведь на такой скорости невозможно выдержать всё повествование. Но этого не происходит. Феерический Паттинсон, нереально крутой саундтрек, кислотные тона, сменяющиеся мрачными красками, несут тебя по фильму, как будто ты глотнул той кислоты, что фигурирует в сюжете – и усталости нет, и драйв не спадает. При этом Сэфди, не сбиваясь в морализаторство, а просто следуя правде жизни, заканчивают одиссею героя Паттинсона его проигрышем – восхищаясь им, с любовью сопровождая его по этому безумному маршруту, они понимают, что он обречен, выигрывая в мелочах. Но всё же, в основном, его ждёт поражение – по другому, в нашем привычном мире, здесь не работает. После последних кадров какое-то время ты ещё чувствуешь себя оглушенным, но в с бушующей энергией внутри. И если проводить параллели с музыкой, то «Хорошее время» - это электронная симфония американского инди-кино почти шедеврального уровня. 

1. О теле и душе

Режиссёр: Ильдико Эньеди

Фильм о теле и душе. О любви. Но самое главное - он о доверии. О способности доверять и исправлять ошибки, основанные на страхах, предубеждении, эмоциональном неприятии. О возможности доверить кому-то свои чувства, эмоции, переживания, сны. И да, если твоё доверие окажется обманутым, то жить дальше будет невозможно, а точнее, не будет иметь смысла. Но ведь всё может произойти совсем наоборот. Эньеди очень умело соединяет постсоциалистические реалии в действительности героев и общечеловеческие ценности в их поступках и поведении, что делает, по-моему, этот фильм ещё ближе и роднее. Многие удивляются наличию кровавых и физиологичных до ужаса сцен убийства животных, не понимают, зачем и для чего они нужны в этой лиричной и проникновенной истории. «Если ты работаешь на бойне, нельзя не любить животных». Не говоря уже о том, что без этого противопоставления, вероятно, невозможно было бы почувствовать то, о чём хотел сказать режиссер. Эта фраза главного героя может относиться и к обычной жизни, которая иногда бывает куда жестче и страшнее скотобойни. 


+1


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать