Лучшие фильмы года: 2017 (часть 1)

 29 Дек 2017г.    08:15:49     754

Наш постоянный обозреватель лучших альбомов месяца Алексей Левин - не только заядлый меломан, но и лютый киноман. Мы даже не можем предположить, как он всё успевает, но с большой радостью представляем список лучших, по мнению Алексея, фильмов года. Список будет состоять из двух частей. В первой - представлены картины преимущественно 2016-го, которые попались на глаза и запали в душу автору в уходящем году.

bestfilms1.jpg

Люблю подведение итогов. А уж в области кино особенно. Составление списков, расстановка по ранжиру, попытка структурировать и в конце года наконец разобраться до конца, что затронуло больше всего, какие темы оказались наиболее актуальны, кто лучше всех смог достучаться до разума, сердца и души – всё это доставляет мне необъяснимое удовольствие. Хотя почему необъяснимое? Прожитые ещё 365 дней это для меня, в первую очередь, просмотренные фильмы, с которыми и ассоциируются произошедшие события, и ностальгически сцепляются воспоминания. Это картины, может, и не поменявшие меня основательно, но повлиявшие на мои мысли и даже в какой-то мере мировоззрение. И хотя по большому счету я понимаю, что на судьбе той или иной картины мой хит-парад никак не скажется, и навряд ли европейский или американский режиссер прослезится от счастья, увидев название фильма в списке (никто из них и не узнает), но внутри меня теплится надежда, что прочитавший и ознакомившийся с ним вдруг захочет какую-нибудь ленту посмотреть, и она станет одной из любимых. Или вдруг случится, что в оценке картин мы с кем-то окажемся единомышленниками, а это в нашем противоречивом и по большей части агрессивном мире дорогого стоит.

Традиционно мой кино хит-парад состоит из 2 частей. В первом списке это 20 картин предыдущего, в этот раз 2016-го года, которые мне удалось посмотреть только в этом (прокатная политика, возможность доступа, наконец-то «руки дошли» - причин, почему так случилось, довольно много).

 

20. Божественные

Режиссёр: Уда Беньямина

Фильм на последних Каннах отхватил престижный приз за лучший режиссерский дебют, и вполне по праву: умело сочетая социальность, сентиментальность, подростковую беззаботность и напряженное действие, режиссер Уда Беньямина, в очередной раз ставя фильм про переходный возраст и все прилагающиеся к нему сложности, не особо грешит штампами и подкупает обычного зрителя искренностью, а лично меня правильным выбором в трудную минуту между дружбой и симпатичной задницей, пусть даже это приводит к довольно печальным последствиям.

19. Преисподняя

Режиссёр: Мартин Кулховен

Картина, играющая на нескольких жанровых полях (вестерн, историческая мелодрама. триллер, мистический ужастик), пожалуй, лучшее, что появлялось, если брать эти самые жанры отдельно, в каждом из них за последние годы. Получился мрачный, будоражащий, эмоциональный, с явным феминистским посылом фильм (ну хотя бы в том, чтобы зрители смогли понять, насколько поменялось положение женщины в обществе за истекшее время). Так что все придирки по поводу жанровой неопределенности, возникающие у некоторых, и наличие сценарных проблем не мешают мне назвать эту картину, если не одной из лучших, то явно рекомендуемой к просмотру.

18. Приступы

Режиссёр: Анна Роуз Холмер

До одури стильный параноидально-менструальный триллер о том, как становиться взрослой. Режиссер-женщина рассказывает о всех физиологичных явлениях, которые испытывает девушка: первый секс, менструации, оргазм. Пустые огромные пространства спортзала здесь как состояние, когда ты остаешься со своими страхами и переживаниями один на один, пустота как неизвестность. И тут самое главное понять, что это естественно, и не бояться принять всё, что происходит при процессе перехода из детства в более взрослое состояние, - и вот когда это произойдет, можно с улыбкой слиться с другими, подобными себе в задорном танце.

17. Почетный гражданин

Режиссёр: Гастон Дюпра, Мариано Кон

Пресыщенный славой (получил Нобелевскую премию), европейскими интеллектуалами и успехом у знати писатель пребывает в депрессии (изнывая от ощущения превращения в комфортный продукт для сытых европейцев) и поэтому с воодушевляющей улыбкой соглашается поехать в родной аргентинский городок, из которого сбежал в юношеском возрасте. Далее, в принципе, должна была быть стандартная схема – именно в родном городе писатель обнаруживает всю прелесть и красоту в среде простых, неиспорченных людей и открывает для себя истинные ценности жизни и творчества. И вот тут-то авторы подкладывают свинью всем этим демократическим либералам – «народникам». Потому что главный герой, конечно же, совершает ошибки, не всегда последователен в суждениях и может оказаться слаб и подвержен физиологическим порывам, но, в целом, он умен, рассудителен, логичен, четко отстаивает свои взгляды и убеждения, а весь этот сброд, живущий вот в таких «городках детства», был и остаётся обычным сбродом: мелочные, лицемерные, чванливые, тупые, мерзкие, прилипчивые, невоспитанные, похотливые. Вся вот эта псевдопатриотичная мразь со всеми своими духовными скрепами. Столкновение цивилизации и патриархального устоя. Столкновение разума и простоты, которая уж точно хуже воровства. И иногда от неё, от этой толпы приходится бежать, потому что в чём, в чём, а в численности она может превосходить, но променять круг, в котором ты мог свободно творить и который тебя превознес, вот на эту челядь – это конечно невозможно. Не слишком этично, но очень правдиво.

16. Жизнь кабачка

Режиссёр: Клод Баррас

Мультфильм, в котором в первые 5 минут действия парнишка убивает случайно свою маму и оказывается в детском доме, не мог обмануть ожидания в дальнейшем и действительно оказался прекрасен. Конечно, анимация вещь удивительная - поначалу смотришь на героев у которых башка в 3 раза больше всего остального туловища, с какой-то ухмылкой, но через несколько минут понимаешь, что оказываешься полностью вовлечен в искусственно созданный мир, оказывающийся настоящей реальностью. Мультик не совсем детский, кроме убийств и разговора о "взрывающихся пиписьках", здесь затронуты вопросы воспитания детей и взаимодействия с теми, кто распоряжается их жизнями, но я бы рекомендовал смотреть его с более-менее сознательного возраста, лет с 10, хотя для взрослых это довольно опасно - образ "заботливого" и "всезнающего" старшего будет преступно развеян. В плюсы нельзя не занести отлично созданные типажи (от хулигана до эмо-девочки) и общую трогательность истории, от которой хочешь не хочешь, а пару слез с щеки смахнешь. 

15. Лунный свет

Режиссёр: Барри Дженкинс

Картина о том, как отвечать на удары окружающего мира и как эти ответы различаются в разные возрастные периоды нашей жизни. Лента о том, что "в какой-то момент ты должен решить, кем тебе быть, никому не давай решать за тебя", и как тяжело, а иногда и невозможно этого добиться. И да. Может быть, кто-то над взрослым накачанным афроамериканцем, с татухами и золотыми коронками и массивной цепью на шее, превозмогающим себя и сдавленно признающимся: "Ты единственный мужик, касавшийся меня и единственный... Я вообще с тех пор никого не касался", заржет и погыгычет, отпустив сальную шуточку, но, надеюсь, другие поймут, что это про то, что во всех нас, какие бы большие, взрослые и сильные мы ни были, внутри всегда живет маленький мальчик, со своими страхами и надеждами, которые у него вызывает окружающий мир.

14. Почти семнадцать

Режиссёр: Келли Фрэмон

"Недавно я осознала кое-что ужасное. Мне всю жизнь придется с собой жить".
Пожалуй, со времен "Отличницы легкого поведения" я не получал такого бешеного удовольствия от просмотра подростковой комедии. При всём наборе обычных банальностей о протекании пубертатного возраста (хотя подростковый возраст есть ни что иное, как набор самых расхожих штампов), начиная от суперэгоизма, когда кажется что весь мир должен вертеться вокруг тебя, и заканчивая многоэтажными комплексами, под которые попадает всё, включая внешность и общение со сверстниками, - этот фильм по-настоящему остроумен и потрясающе психологически точен, показывая мир подростков не благостным и не развращенно-опошленным, а просто жизненным. 

13. Море в огне

Режиссёр: Джанфранко Рози

Прочувствовать весь ужас трагедии (фильм рассказывает о нелегальных беженцах, пробирающихся в Европу через небольшой итальянский остров), которая разворачивается рядом с мирной, спокойной жизнью, почувствовать боль и ощущение чего-то непоправимого, наблюдая за поеданием спагетти, - вот какая задача была у режиссера, и его мощной, безумно красивой и по картинке, и по идее ленты, может быть с приглушенным, но очень явным гуманистическим пафосом и системой ценностей цивилизованного современного человека, от которой, судя по последним событиям, с такой легкостью можно отказаться. И страшно это намного больше, чем погибающие беженцы на нижней палубе корабля. 

12. Франц

Режиссёр: Франсуа Озон

Франсуа Озону здесь, как в своих лучших фильмах, удается превращать некую театральность, излишнюю фактурность персонажей и поступков в совершенную реальность, которую начинаешь чувствовать и в которой начинаешь существовать. Сама лента, нет, не примитивная, скорее бесхитростная. Фильм о том, как мы справляемся с потерей любимого человека, какими способами и за какие соломинки хватаемся, чтобы это сделать, пусть эти соломинки даже оказываются совсем не теми, что нам представлялись. Он вообще о возможности переступать через казалось бы невозможное. И изобразительный ряд, черно-белая картинка переходящая в цветную - всё это работает на элегичный, сентиментальный, эмоциональный ряд, связанный с разговором о потери и обретении.

11. Скрытые фигуры

Режиссёр: Тед Мелфи

Фильм просто идеальный пример того качественного Голливуда, который мы знаем и периодически любим, - внятная и последовательная драматургия, рельефно показанная и убедительно очерченная проблематика с ненатужно и ненапряжно сделанными нравственными выводами, хорошая актерская игра (чуть гиперболизированные образы лишь усиливают впечатление "классичности" фильма). Ну и плюс к этому "основано на реальных событиях" (про чернокожих женщин, работавших в 60-е года в НАСА), какая-никакая патриотическая направленность и очень неплохой саундтрек. Весь фильм как профессионально спетая соул-песня одним из тех сильных чернокожих голосов, с которыми мы ассоциируем "афроамериканскую" эстраду. Напор, экспрессивность (иногда чуть-чуть чрезмерно), чистота и абсолютный слух. 

10. Женщины XX века

Режиссёр: Майк Миллс

Безумно люблю такие легкие (отнюдь не легковесные), свежие (пусть и про прошлое), интонационно правильные и настроенчески восхитительные фильмы. Им даже прощаешь некую попытку глобализации, которая скорее идет во вред, чем помогает восприятию истории. Понятно, что режиссер попытался через образы трех женщин как-то объемно показать вторую половину 20 века, что получается не очень - но в деталях, в героях, в отношениях он абсолютно достоверен. Предыдущую картину Майка Миллса "Начинающие" я как-то сравнил с любимыми домашними тапочками, в которых чрезвычайно уютно, этот фильм похож на удобную повседневную обувь, которую с удовольствием надеваешь, потому что знаешь, как тебе будет в ней комфортно. 

9. Манчестер у моря

Режиссёр: Кеннет Лонерган

Удивительно, но Лонерган, рассказывая душераздирающие истории, наворачивающие эмоциональный накал до зрительских рыданий, ставящий очень точные, психологически ударные сцены отчаяния и переживания, снимает свой фильм как элегию, прибегая к навзрыд и наотмашь в самых крайних случаях, когда без этого обойтись просто нельзя. Вообще по большому счету его фильм не о смерти и не о способах её переживания - он о невозможности быть одиноким. Никакой назидательности, гипертрофированной трагичности и в то же время обычного для подобных картин финального идиотического оптимизма режиссер здесь не допускает, и это прибавляет истории достоверности и подкатывающих к горлу комков не из-за драматургических выкрутасов, а из-за доверия и эмпатии. 

8. Ла-Ла Лэнд

Режиссёр: Дэмиен Шазелл

Понятное дело, что Дэмиен Шазелл здесь играет. Как в "Одержимости" играл в джаз, так здесь играет в Большой Классический Жанр. Делает он это с уважением и любовью, что безусловно превращает ленту в некий оммаж Мюзиклу. Эта гипербола, игра чувствуется во всём, начиная от танцевальных номеров, заканчивая декорациями и задниками, - вся картина поставлена на фоне, который будто сошел со страниц старых "отполированных" фильмов и глянцевых журналов. Поставлено всё не то, чтобы лихо, но с драматургической точностью и необходимой искренностью, что не может не отзываться в чувствительном и открывающем себя фильму зрителе.

7. Тони Эрдманн

Режиссёр: Марен Аде

Действие истории об отношениях дочери, посвятившей себя полностью работе, и её безалаберном отце вяловато и скачкообразно развивается, тянется, при этом втягивая тебя в воронку, крутясь в которой, ты, конечно же, вспомнишь и о семейных ценностях, и о своём детстве, и об уходе близких людей, и ещё очень о многом, что в принципе всю твою жизнь, какая бы они ни была и составляет. И даже возможно задумаешься, а что действительно в ней самое важное и главное. И может быть захочешь в ней что-то поменять. И если на секунду подобные размышления во время просмотра и после картины возникают, значит усилия были потрачены не зря. В первую очередь, ваши.

6. Любовь и дружба

Режиссёр: Уит Стиллман

В одной из рецензий на картину вычитал определение с которым абсолютно согласен, в статье сравнивают фильмы Вуди Аллена и Уита Стиллмана, и автор отмечает, что если первый в приступе невротических неврозов с напряжением выдумывает для своих героев забавные фразы и словесные перлы, мучаясь, чтобы это выглядело действительно остроумно, то у второго это выходит без напряжения, как само собой разумеющееся. Это можно отнести не только к действительно смешным до хохота диалогам, но и ко всей творческой манере режиссера. Просто невероятное сочетание иронии, мягкого сарказма, некой вроде бы старомодной манеры и при этом поданной и рассказанной абсолютно актуальным и современным киноязыком. Уже то, что Стиллман, экранизируя один роман Джейн Остин, даёт ленте название другого, говорит об игре автора со зрителями, с выбранным стилем и с рассказываемой историей. Дальше количество подмигиваний, облаченных в стильно-насмешливо-простодушную оболочку будет только нарастать. И наблюдать за этим сплошное удовольствие.

5. Моя земля

Режиссёр: Мартин Зандвлиет

Просто невыносимая слёзовыжималка. Я смотрел этот фильм в самолете и вероятно соседи подумали обо мне бог весть что, видя непрестанно катящиеся слезы и попытку внешне хоть как-то сдержать идущие изнутри бурные рыдания. К разговору о приёмах и профессионализме - чисто на профессиональном уровне видишь, что в фильме есть и драматургические шероховатости, и банальные сюжетные ходы, и несколько схематичные персонажи. Но это оказывается совсем неважным, потому что найденная потрясающая история рассказана на высоко звенящем нерве, не ослабевающим ни на секунду во время всего действия. Музыка, актеры, правильно расставленные акценты лишь оказываются дополнительными компонентами для того, чтобы понять, что великая страна, хранящая память о войне, не та, что снимает лубочные, псевдопатриотичные и псевдодраматургические "28 панфиловцев", а имеет смелость выпускать картины подобные этой. Трагичная и страшная история о немецких военнопленных, почти мальчишках, вынужденных в Дании обезвреживать мины, заложенные их земляками во время войны. 

4. Патерсон

Режиссёр: Джим Джармуш

Экзальтированные девочки из кинопабликов, восторженно придыхая, перед описанием своих глубокомысленных впечатлений от фильма и сравнением себя, тонких и чувствительных натур с главным героем пишут что-то типа: "Интроверты всех стран объединяйтесь", по-моему, даже не замечая лукавый прищур режиссера, ведясь на элегичные и пастельные тона, в которые окрашена история о молчаливом водителе автобуса, пишущем стихи про спички и любовь.
В принципе Джармуш показывает нам героя, который до этого представлялся не то, что отрицательным, но довольно бесполезным и никчемным персонажем, потому что всегда можно прилагательные "загадочный", "немногословный" заменить на "аморфный", "безынициативный" и в восприятии главного героя ничего не поменяется - вся жизнь это череда схематичных, укоренившихся действий, «бытовуха», которая у других представляется болотом, а для Патерсона является обычной и единственно возможной для него средой. При этом автор не сочувствует своему герою, не выставляет его в негативном свете, а искренне и нежно любит. Как начинают любить его и все зрители, не только эти самые экзальтированные девочки.

3. Голос монстра

Режиссёр: Хуан Антонио Байона

Даже трудно что-либо написать оригинальное про эту картину, борясь с искушением обойтись обычными и привычными фразами: "Добротная, сильная история с отличными персонажами, великолепно исполненных хорошими актерами и важной моральной основой". В нём действительно почти нет недостатков - может быть некоторые сцены поставлены излишне мелодраматично, чтобы чисто техническими средствами, знакомым любому режиссеру-профессионалу, вызвать неконтролируемый поток слез у зрителя и сильные эмоции. Но ведь вызывают и то, и другое, а выходит это далеко не у всех. Ощущение вины, мазохизм главного героя здесь довольно интересный и неожиданный поворот в разговоре о смерти и потере близких, но режиссер действительно вытягивает финальное признание не только из главного героя, но и из всех тех, кто фильм смотрит. С трудом превозмогая себя, мы можем признать и признаться себе, в том же самом, что и мальчишка, оказавшись в подобной ситуации. Для этого потребуется тоже немало отваги, храбрости и правдивости. 

2. Смерть Людовика XIV

Режиссёр: Альберт Серра

На каком-то обычном сайте торрентов зрительница после просмотра пишет отзыв, что-то типа: "У меня недавно умирал дедушка, это было так же тяжело", что для режиссера Альберта Серры должно быть высшей похвалой. Созерцательный, лишенный сюжета, как мы его понимаем (в течение 2 часов умирает лежащий на кровати человек - и всё), тягучий, возможно, снятый в принципе с совершенно другой задумкой - и в первую очередь, показать, что иногда могущество и власть оказываются бессильны перед невежеством, глупостью и отсутствием знаний - но подобный отзыв говорит о том, что режиссеру удалось передать то, что каждый может испытывать в своей жизни, показать то, с чем может столкнуться любой зритель, и при этом реальность и фильм будут у него вызывать одни и те же эмоции. Жужжание мух, вонь, гниение и медленное угасание - всё это чувствуется чуть ли не физически, но, несмотря на реалистичную физиологичность, "Смерть" оказывается одной из самых красивых лент последних лет, в которой герои и интерьеры как будто сошли с полотен Шарля Лебрёна или Гиацинта Риго.

1. Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча 

Режиссёр: Энг Ли

Смотреть фильмы Энга Ли - это, конечно, просто киноманское наслаждение. Он один из немногих на сегодняшний день, кто обладает потрясающим кинематографическим вкусом и при этом владеет полным арсеналом технических средств, чтобы проявлять этот вкус на экране. Ну и третье достоинство режиссера - это, несмотря на реалии времени, когда зрителям подавай кино попроще и попонятнее, и даже кинокритическая братия вовсю работает на "закон плинтуса", он умудряется делать неоднозначные и очень умные картины. Несмотря на явный пацифистский посыл, фильм за неполные два часа умудряется сказать о многих вещах: об ответственности и долге, о том, что такое патриотизм, о войне и её месте в жизни человека. Когда смотришь картину становится безумно жаль, что нынешний кинематограф в большинстве своём идет по довольно вульгарному пути, но очень радостно, что есть ещё художники, умеющие снимать доступное по форме и очень непростое по содержанию зрелище.

Вторая часть лучших фильмов 2017 года - здесь.


+1


Комментарии (0)


Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать